Из какой древесины делают посуду?
Udinart.ru

Строительный портал

Из какой древесины делают посуду?

Из какой древесины делают посуду?

Деревянная посуда стильный и оригинальный вариант кухонной утвари. На сегодняшний день посуда из дерева не так популярна, как несколько сотен лет назад, тогда другой просто не было. Но все же мода на все экологичное в наше время возвращает деревянную посуду на полки магазинов и наши кухни. Чтобы выбрать качественную посуду необходимо понимать какие породы дерева подходят для деревянной посуды, а какие нет. Давайте разбираться.

Деревянная посуда — достоинства и недостатки

Выбор посуды в современных магазинах велик. Можно купить тарелки и чашки из керамики, глины, пластика, метала. Деревянная посуда так же встречается, но покупатели зачастую скептически к ней относятся, многие сомневаются в ее долговечности и стойкости.

И очень зря. Посуда из дерева не только не хуже, а по некоторым параметрам и лучше посуды из любых современных материалов.

Из дерева производят абсолютно любую посуду. Это могут быть тарелки, чашки, ложки и лопатки, доски для нарезания и для подачи пиццы или мяса, бочонки для хранения круп, муки, меда, сахара или соли, тарелки для фруктов, салатницы и т.д. Такая посуда имеет как достоинства, так и недостатки.

Достоинства деревянной посуды:

— натуральность. Древесина — это экологически чистый материал, безопасный и даже полезный для здоровья человека. Некоторые породы дерева? используемые для производства посуды? способствуют излечению болезней желудка. При производстве посуды из дерева не используются никакие дополнительные составляющие, такая посуда не подвергается химической обработке, окраске и т.д.;

— прочность. Дерево очень прочный материал, посуда из дерева не бьется при падении, не трескается от перепадов температуры, не появляются сколы при ударе;

— способность удерживать температуру. Пища в посуде из дерева дольше остывает, а обжечься о такую посуду невозможно, снаружи она не будет такой же горячей;

— улучшает качество пищи. Натуральная древесина обладает природными антисептическими свойствами, имеет в составе аромамасла и дубильные вещества, которые при контакте с продуктами обогащают их вкус и аромат;

— красивый внешний вид. Посуда из дерева смотрится оригинально и стильно, благодаря натуральной текстуре материала. Такая посуда станет настоящим украшением вашей кухни;

— долговечность. Посуда из дерева, при правильном использовании и уходе, прослужит вам не меньше чем керамическая;

— низкая стоимость. Деревянная посуда, как правило, стоит дешевле посуды из других материалов;

— способствует более длительному хранению продуктов. Крупы в деревянных емкостях не отсыревают, в посуде из дерева пища не плесневеет и дольше остается свежей.

Недостатков у такой посуды всего несколько:

— невозможность использования посуды из дерева на плите и в духовке;

— необходимость соблюдать правила ухода и хранения. Деревянную посуду следует тщательно мыть (не в посудомоечной машине) сразу после использования, тщательно просушивать, чтобы избежать образования грибков и плесени.

Из какой древесины делают посуду?

Выбор породы дерева для деревянной посуды очень важный момент. Именно от него зависит и качество готового изделия, и его долговечность.

Чаще всего изготовление деревянной посуды выполняется из таких пород дерева как: дуб, акация, бамбук, осина, ясень, липа.

Дуб популярен в производстве посуды благодаря своей прочности и стойкости к влаге и перепадам температуры.

Акация — имеет красивейший цвет и текстуру, посуда из такого дерева выглядит шикарно. К тому же акация имеет тонкий приятный и очень стойкий аромат.

Что касается бамбука, то можно сказать, что это один из лучших материалов для производства посуды. Бамбук имеет небольшой вес, высокую прочность, стойко переносит воздействие влаги, не поглощает посторонние запахи и обладает выраженным антисептическим свойством.

Древесина ясеня, также, характеризуется красивой текстурой, имеет глубокий темный цвет. Посуда из дерева ясеня прочна и долговечная.

Древесина липы, помимо прекрасных механических характеристик и стойкости к внешним воздействиям, обладает еще и лечебными, бактерицидными и тонизирующими свойствами, благодаря веществам, входящим в ее состав.

Помимо породы дерева при производстве посуды важную роль играет еще и часть ствола из которого она произведена.

Лучше всего использовать древесину с самой нижней части ствола, она будет самая прочная. Структура используемого материала должна быть прямолинейной. Для производства посуды используют только сырую свежесрубленную древесину, с ней проще работать, а изделия из нее получаются более прочные и устойчивые.

Что касается дополнительной обработки, то чаще всего деревянная посуда ничем не обрабатывается. Исключение составляет пищевой лак для дерева.

Современная деревянная посуда и ее производство

На любой, даже самой современной кухне, можно найти предметы утвари, изготовленные из дерева. Они отличаются неповторимой красотой, изяществом, смотрятся оригинально и стильно. Придают особый домашний уют и украшают интерьер. Древесные изделия привлекают не только своим внешним видом, но и практичностью. По некоторым параметрам натуральное дерево намного превосходит современные материалы, применяемые в производстве кухонных принадлежностей.

Экологичная деревянная посуда для еды отвечает самым строгим гигиеническим требованиям из-за органического происхождения. И соответственно, обладает естественными обеззараживающими свойствами. Кроме того, современные изделия обладают отменной стойкостью и долговечностью. Деревянные изделия не бьются при падении, не боятся температурных перепадов и совершенно невозможно о них обжечься. В такой посуде можно длительное время хранить различные продукты. Из-за пористой структуры способной впитывать излишки влаги. В деревянной посуде продукты – соль, сахар, крупы не отсыревают, соленья и варенья не плесневеют, а готовая пища долгое время остается свежей.

Из какого дерева делают посуду?

Каждое дерево, как любой живой организм, обладает уникальными свойствами. Учитывая разновидности породы при выборе посуды, можно получить непросто красивое и прочное, но и целебное изделие.

Чаще всего, для изготовления посуды применяются:

  • Дуб – дерево долгожитель, обладающее особой крепостью. Дубовая посуда славится стойкостью к повышенной влажности, не трескается при резких температурных колебаниях. Древесина обладает вяжущими и противовоспалительными свойствами. Особенно рекомендуется для людей, страдающих от частых кишечных расстройств.
  • Акация – дерево, обладающее естественными обезболивающими свойствами. Кроме того, растение имеет очень красивую текстуру и цвет. Посуда из этой породы будет потрясающе выглядеть и иметь очень приятный аромат.
  • Бамбук – дерево-антисептик, нечувствителен к воздействию влаги. Посуда очень прочная и особенно легкая. Подходит даже для самых маленьких детей, так как не бьется и не раскалывается при падении, удобна для самых маленьких ручек.
  • Ясень – дерево, обладающее тяжелой и дорогой древесиной. Имеет ярко выраженные антисептические свойства, избавляет от грибков, паразитов и даже палочек Коха. Приборы имеют природный очень красивый темный цвет, крепость и долговечность.
  • Липа – имеет противовоспалительные, жаропонижающие, спазмолитические свойства. Посуду из нее особенно рекомендуется использовать людям, имеющим заболевания желудка, частые простуды. Еда из нее наделяется неповторима на вкус и аромат.

На каком оборудовании делают посуду?

Дерево – это материал, который легко обрабатывается вручную, но качественное изготовление требует от мастера определенных знаний, рабочих навыков, специальных инструментов и необходимого оборудования. Для массового изготовления нужна целая столярная мастерская со сверлильными и токарными станками, которые выполняют различные заготовительные операции, электрические рубанки, углошлифовальные механизмы.

Для небольшого домашнего производства может понадобиться сравнительно небольшой набор инструментов:

  • Ножовки разной величины с крупными и мелкими зубцами.
  • Набор стамесок – с различным рабочим полотном (ровным, фигурным). Всего двенадцать типов стамесок.
  • Несколько резцов – больших и маленьких, отличающихся по форме режущего полотна.
  • Рубанки и лобзики – для качественной работы необходимо иметь несколько инструментов.
  • Специальные масла, краски, пищевой лак.

Кроме этого, мастеру могут понадобиться чеканы, рашпили, разнообразные щетки, скребки с различным профилем, ножи для вырезания ложек, разные скобы.

Технология производства посуды

Процесс изготовления деревянной столовой и кухонной утвари, ведется в несколько этапов.

В специализированных мастерских:

  • Получение неокрашенных изделий (белья) – из заготовленных деревянных брусков, мастер при помощи токарного станка придает форму будущим изделиям –тарелкам, мискам для салата, доскам и подставкам. После изготовления посуду сушат в сушильнях при температуре около 27-30 о С, от нескольких дней до месяца.
  • Шпаклевка – изделия покрывают специальной очищенной глиной (вапой), оставляют для пропитывания, повторяют процесс несколько раз.
  • Грунтовка – кожаными тампонами вручную покрывают изделие вываренным льняным маслом(олифой). Оставляют и сушат в агрегате при температуре 40-50 о С. Повторяют процедуру 3-4 раза. Проводят легкую шлифовку.
  • Лужение – подготовка для последующей росписи. Втирают порошковые материалы для придания золотого или серебряного цвета. Пропитывают разными составами, обжигают в печи.

Для создания деревянной посуды своими руками:

  1. Необходимо вырезать заготовку нужного размера. Для ложки, вилки подойдет брусок 300х50х50 мм, для тарелки можно подобрать спил с подходящим диаметром.
  2. Заготовку рекомендуется плотно зажать в тиски для того, чтобы она не соскальзывала, а также для удобства в работе.
  3. Бруску придают первоначальную форму с помощью ровной или фигурной стамесок. Делают необходимые углубления.
  4. Проводят тонкую подводку с помощью различных фигурных резцов, придают изделиям окончательные очертания.
  5. Шлифуют посуду. Для внутренней поверхности или криволинейных деталей используют наждачную бумагу. Плоские поверхности ровняют наждачным камнем.
  6. При желании – нанесение резьбы резцом, а также обработка маслами или лаком.

Видео: как делать посуду из дерева.

Покрытие и оформление готовой посуды

Чтобы деревянная столовая утварь прослужила длительное время и сохранила свою красоту и полезность для здоровья, ее надо правильно обработать. Особенно это относится к тарелкам и ложкам повседневного употребления. Главное правило – не делать пропитывающие составы с химическими веществами, которые приносят вред организму. Они придадут изделиям красоту, но использовать их можно только в украшении для интерьера.

Читать еще:  Чем обработать древесину от короеда?

Пропитка

Самое лучшее – обработать посуду с помощью растительного масла или пищевого лака для окраски и долговечности. Они не приносят вред организму, препятствуют проникновению влаги в изделие, придают привлекательность. Масло для пропитки можно выбрать любое – подсолнечное, оливковое, облепиховое, тыквенное и так далее. Профессиональные мастера со времен глубокой древности, пользуются для этой цели льняным маслом. Лучшим выбором станет отбеленное льняное масло, которое можно приобрести в художественных магазинах.

Пропитку деревянных предметов иногда называют окраской, так как после нее дерево приобретает ровный медовый или янтарный цвет. Ее готовят на основе растительного масла или смеси с пчелиным воском (мастикой).

Для пропитки изделие погружают в емкость с маслом, стоящую на водяной бане. Смесь должна быть горячей, чтобы лучше проникла в дерево, но не кипеть. Посуду поворачивают несколько раз для лучшей обработки. Началом процесса служит появление воздушных пузырьков, отходящих от древесины, а концом – их прекращение. Изделие затем несколько раз промакивают бумажным полотенцем, а потом оставляют для сушки на солнце, в течение 3-4 дней.

Для обработки мастикой в растительное масло добавляют кусочки натурального пчелиного воска и разогревают на водяной бане. Получается сделать смесь разной консистенции. Мягкой жидкостью лучше пропитывать посуду из древесины твердых пород, а твердая мастика хорошо обработает мягкие сорта дерева.

Придание лечебных свойств

Некоторые мастера используют различные травы и масла для красивого цвета и целебных качеств. Обработка облепиховым или тыквенным маслом, придаст своей посуде оранжевые тона. Добавление настойки ромашки, лопуха, одуванчика или мяты – наполнит приятным запахом и защитит дерево.

Народные умельцы для оформления деревянной посуды часто используют эпоксидную смолу, которая подчеркивает естественную красоту древесины. Изделия с ручками из смолы отлично смотрятся в любом интерьере. Они не подходят для горячих блюд. На них можно подать печенья, орехи, различные фрукты или конфеты.

Особенности ухода

Деревянные изделия можно мыть только вручную, мягкими губками под струей теплой воды. Нельзя надолго замачивать в воде, а после мытья следует немедленно вытереть и оставить для просушки. Хранить изделия из дерева необходимо вдали от источников влаги.

Периодически (раз в месяц) изделия стоит продезинфицировать водкой или спиртом. Для уничтожения микробов, а также для предотвращения неприятного запаха. Если запах появился, то можно протереть поверхность слабым раствором уксуса или лимона. Чтобы сохранить красивый цвет посуды, надо раз в несколько месяцев готовить отвар из шелухи лука с соком лимона и протирать приборы.

Чтобы избежать растрескивания изделий, их пропитывают растительным маслом, а затем сушат на солнце или при комнатной температуре.

Нельзя ставить деревянные изделия в духовку, микроволновую печь, а также на плиту.

Кухонная утварь: посуда из дерева своими руками

Все больше людей следят за своим здоровьем. И дело здесь не только в диетах и правильном питании. Немаловажную роль играет то, из чего мы едим и пьем. Например, многие следя за водным балансом, приобретают бутылочки из экологически чистого материала.

За последние семь лет в России стало популярным направление hand made. Тренд последних лет — это посуда из дерева своими руками. Все больше и больше начинают говорить о возвращении к истокам. На это есть много причин.

Особенности деревянной посуды

Ни один материал не идет ни в какое сравнение с древесиной. Скептики могут утверждать, что это пережитки прошлого. Но ряд преимуществ деревянной посуды говорит обратное.

Преимущества

К преимуществам относят:

  1. Устойчивость к ударам. Не разбивается, как керамика или стекло.
  2. Не имеет острых углов и краев и не наносит ран во время приема пищи.
  3. Не впитывает запахи еды.
  4. Источает приятный запах. Ароматы хвойной породы заглушают все остальное.
  5. Под воздействием большой температуры материал не выделяет токсичных химических элементов.
  6. Удерживает тепло, и еда надолго остается горячей. Хорошее подспорье для металлических термосов.
  7. Удобна в переноске. Берестяная чашка не нагревается от горячего содержимого и не обжигает руки.
  8. Имеет эстетически привлекательный внешний вид.
  9. Экономична в плане чистки.

Категорически запрещается загружать в посудомоечную машину. Также нельзя мыть химическими моющими средствами.

С другой стороны, достаточно потратить деньги на спирт, водку или уксус (смешивать с водой) и раз в месяц дезинфицировать ее. Что касается ежедневного мытья, то лучшее средство тоже натуральное — это вода.

Недостатки

Однако есть ряд незначительных недостатков. Связаны они с эксплуатацией и правилами ухода.

На какие недостатки нужно обратить внимание?

  1. Со временем начинает темнеть. Положение исправит перекись водорода и вода. Сначала подвергают обработке смоченной перекисью водорода тряпочкой. Затем ополаскивают водой.
  2. Не любит влажность. Под воздействием влаги появляются трещины. Во избежание подобного воздействия, ее ежедневно протирают растительным маслом. И насухо протирают полотенцем после мытья.
  3. Разделочные доски, например, могут деформироваться. Вернуть поверхности гладкость поможет наждачка.

Какую древесину можно использовать

На Руси в ходу была утварь из березы, сосны, ели, туи и осины. А мягкая липа подходила для изготовления ковшей и ложек. Выбор материала определялся на основании лечебных свойств. Спустя века предпочтения не изменились. Все также используют березу, липу, осину, грушу и можжевельник.

Береза

Славянский народ верил, что она служит оберегом, заряжает энергией и является даром от Бога. «Белая невеста» была призвана защищать русского человека от разных напастей. Ходило поверье, что дерево впитывает в себя всю боль и немощь. Не даром крестьяне носили лапти из бересты. Она сохраняла их здоровье и предотвращала ревматизм в суставах. Также помогала в лечении нервной и мочевыводящей системы.

Современные люди полезные свойства также не отрицают. Многим известно общеукрепляющее действие березового сока на иммунитет. Кора оказывает бактерицидный эффект. Поэтому толченную бересту присыпали на раны во избежание нагноения.

На Руси повсеместно плели корзины из бересты. Ее отличает гибкость, прочность и устойчивость к гниению. В них хранилась мука и крупы. Из бересты в основном делают лукошки, солонки, туесы. В туесах молочные продукты не портятся даже в самую жаркую погоду.

Красивый стакан из бересты станет незабываемым подарком. Летом его можно использовать за городом или в деревне. А зимой стакан будет напоминать о проведенном лете. Пьют из берестяного стакана исключительно холодные напитки. От горячего предмет просто деформируется.

Цветки обладают противовоспалительным свойством. Не случайно ее рекомендуют в период простуд. Кроме того, липа доставляет для клеток организмы витамин С, глюкозу и другие микроэлементы.

Производят тарелки, половники, кружки и т.д. Липовый аромат создает атмосферу уюта на кухне. А вкус продуктов и пищи сохраняется надолго, не теряются полезные свойства.

Осина

Древесина довольно плотная. Представлена белым, серо-белым и зеленым цветом. Из-за твердости материала ее сложно резать вручную. Для это потребуется сделать предварительную обработку кипящей водой. Продержав некоторое время под воздействием высоких температур, она смягчается и становится податливой.

Из осины делают мешалки, ковши, чаши и разные столовые приборы. Тем, кто занимается сбором трав (зверобой, ромашка и т.д.), пригодятся в хозяйстве осиновые баночки или бочонки.

Груша

Из-за прочности и твердости ее используют для изготовления мелких предметов декора: вазы, сувениры, а также для кухонных принадлежностей: ложек и вилок. В чашах и тарелках подаются только сухие продукты: фрукты, овощи, хлебобулочные изделия.

Недостатки грушевой древесины:

  • не любит влагу;
  • склонна к гниению;
  • повреждается насекомыми.

Можжевельник

Можжевельник относят к хвойным породам. Ценится специалистами по тонкой резьбе. Ручная работа из можжевельника прослужит долгий срок. Предметы декора интерьера наполняют воздух ароматами эфирных масел хвойных пород. Удобно хранить молочные продукты. Можжевельник сохраняет их свежесть.

  • легко поддается обработке;
  • не деформируется;
  • не трескается.

Необходимое оборудование

Прежде чем закупать оборудование, необходимо определиться с местом, где будет мастерская. Оборудование занимает немало места. Подойдет сарай, гараж или просторная комната. Комнатную температуру необходимо поддерживать на уровне 18-22°С тепла.

В комплект необходимого оборудования входят:

  • шлифовальное приспособление;
  • сверлильный станок;
  • токарный станок;
  • циркулярная пила;
  • электрический рубанок;
  • набор резцов;
  • стамески;
  • надфили;
  • напильники;
  • лобзики;
  • плотницкий рубанок.

Это профессиональный набор, который предполагает собственное производство. Стоить такое устройство будет порядка 40 000 рублей.

Как самому сделать деревянную посуду

Начинающие мастера совершают одну большую ошибку. Они берутся за самые сложные задачи, которые требуют серьезной подготовки. Поэтому всегда лучше начинать с азов. Кроме того, резьба требует выносливости, терпения и художественного взгляда.

Любая кухонная принадлежность может стать украшением интерьера. Особенно поделки из дерева. Например, расписные досточки, плетеная глубокая тарелка для фруктов, салфетница. Все предметы к тому же практичны.

Материалы и инструменты

С чего лучше начать? Поставьте себе цель — полезные мелочи для кухни своими руками. Например, столовые приборы и органайзер для них. Из старой доски получиться оригинальная сушилка посуды. А старая прибитая крышка от заварочного чайника к доске станет неординарной подставкой под ножницы или ножи.

Объем работы небольшой. Инвентарь будет ограничен 2-3 инструментами. Стоит отменить, что ручная работа ценится гораздо больше, чем изделия, выполненные на станке.

Набор новичка включает:

  • стамеску;
  • рубанок;
  • липовые или березовые бруски;
  • топор;
  • нож;
  • рашпиль;
  • наждачную бумагу;
  • льняное масло;
  • акриловые краски;
  • лак.

Изготовление посуды

Процесс изготовления предполагает единый подход. Описанный мастер-класс посвящен выполнению ложки.

  1. Первое, что необходимо сделать — это подготовить заготовку (бруски липы или березы). Размер — 5 на 2,5 см и 24 см, для ребенка — 17 см. Для того, чтобы при выпиливании приобреталась форма, ее нужно начертить карандашом.
  2. Затем брусок фиксируют тисками либо держат в руках и по линии формы начинают удалять лишнее. Работают ножом или топором. Скорость работы с топором намного быстрее.
  3. Далее делают неглубокое углубление ровной и фигурной стамеской, иначе стенки будут тонкие. Стоит сделать предварительную шлифовку ножиком, смягчив острые края.
  4. Этап шлифования последовательный. Используют поочередно 4 вида наждачки: крупную, среднюю, мелкую и мини-наждачку.
Читать еще:  Отбеливатель для древесины своими руками

Декоративное оформление

Выпиливание — это еще и творческий процесс. На Руси ложку покрывали резьбой. Для этого на ручку наносится рисунок и вырезается. Здесь потребуется стамеска, рашпиль и резец. В некоторых случаях не обойтись без наждачки. Резец будет придавать форму каждому листочку, веточке и т.д. Наждачка сделает орнамент гладким и ровным.

Классический вариант — это оформление изделия красками. По трафарету наносят рисунок. Традиционно все аксессуары для кухни, сделанные своими руками, расписывают узором хохломской росписи или гжелью.

Нанесение защитного покрытия

Чтобы ложка не потеряла своего эко-стиля, требуется защитное покрытие. Кроме того, она все время будет соприкасаться то с горячими, то с холодными температурами. Если поделка будет предметом декора, то ее после росписи покрывают лаком.

Ложки, используемые в быту на кухне, не покрываются никакими антисептиками и лаками. Это приведет к химическому отравлению организма.

Ложку закрепляют растительным маслом. Лучше льняным. Сначала ее пропитывают и оставляют на сутки, дав просохнуть. Потом подогревают масло и окунают изделие. Затем второй раз погружают и окончательно высушивают. Обычно после сушки поднимаются ворсинки. Их отшлифовывают.

Вероятно, кому-то придутся по душе простые, неоформленные ложки, без покрытия. Их называют «белье». Правда, они будут шершавыми. Прием пищи с таким прибором будет доставлять дискомфорт.

Чтобы приборы приносили не только практическую пользу, но и радовали глаз, они должны быть на виду. Для этого из старых вещей можно сделать интересный органайзер.

Материал для органайзера:

  • деревянные стаканы без ручек;
  • разделочная доска;
  • акриловая краска (золотистая и голубая);
  • кисть;
  • губка;
  • клей.

Стаканов будет четыре. Вместе с доской их покрывают голубой краской. Для нанесения орнамента по трафарету подойдет золотистая краска. Прокрашивают трафарет губкой, чтобы не стекала краска. Выступы слегка окрашивают кисточкой плавными движениями, не прокрашивая основательно. Тоже самое нужно проделать с доской.

Стаканы и доска скрепляются между собой клеем.

Процесс изготовления посуды простой. Если следовать инструкции, то проблем не возникнет. Конечно, понадобиться терпение и сила воли. Многое зависит от выбранной древесины. Например, липа мягкая и податливая. А вот береза грубее, но с глянцем и фактурой. Также важен сезон заготовок. Рекомендуется выбирать осенний период, когда выделяется влага.

Видео о тарелках своими руками

Из этого видео можно узнать, как происходит процесс изготовления тарелок на токарном станке.

Малый бизнес — производство посуды из дерева

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики Блога Андрея Ноака! Сегодня поговорим о том как производится изготовление деревянной посуды в домашних условиях. Действительно установив себе нижеописанную технологию можно не плохо зарабатывать своими руками.

Преимущества деревянной посуды

  1. Деревянная посуда является не только одной из самых экологически чистых, но и полезных.
  2. Именно посуда из дерева хранит в себе полезные бактерии для организма человека.
  3. Уникальные свойства древесины позволяют продуктам храниться и не портиться более длительное время чем в любой другой посуде.
  4. Высокие декоративные свойства деревянной посуды позволяют ее применять как украшение на любом столе.
  5. Древесина не проводит тепло, поэтому еда может длительное время оставаться горячей, а обжечься о такую чашу невозможно.

Именно этим мотивируют своих покупателей производители деревянной посуды в Европе.

Недостатки

  • Возможен преждевременный выход при неправильном хранении.
  • Срок годности меньше чем у стеклянной и пластмассовой посуды.
  • За деревом необходим дополнительный уход. Зайдите в поисковик и вы увидите, что много людей столкнулись с проблемой потемнения посуды.

Сырье для производства посуды из дерева

Древесные породы.

  1. Береза.
  2. Рябина.
  3. Вяз.
  4. Липа.
  5. Кедр.
  6. Можжевельник.
  7. Осина.
  8. Лиственница.
  9. Клен.

Требования к древесине для изготовления посуды

  • Дерево должно быть недавней заготовки. Именно такое дерево обладает достаточной пластичностью.
  • Не допускаются такие дефекты как синева, гниль, трещины, сучки, древесина из сухостоя.
  • Преимуществом пользуется древесина первого второго реза, именно она имеет наименьшее количество сучков.
  • Большие диаметры дают большее количество посуды.

Технология производства деревянной посуды

Изготовление деревянной посуды не очень сложный процесс. Все операции получения готового изделия можно поочередно расписать следующим образом:

  1. Заготовка леса. Этот процесс в идеале должен производиться индивидуально под производство, для получения минимального количества отходов. Подсказкой на данном этапе могут быть следующие советы:
    • Тщательный осмотр бревна на дефекты.
    • Не нужные дефекты удаляются на этапе заготовки.
    • Древесина раскряжевывается только на кратную длину получаемых впоследствии заготовок.
  2. Вывозка леса.
  3. Раскряжевка на заготовки.
  4. Изготовление посуды на токарном станке.
  5. При желании нанесение покрытия и рисунка.

Следует помнить что из больших диаметров древесины желательно производить большую посуду, так коэффициент полезного использования сырья будет гораздо выше. В среднем из одного куба дерева можно получить до 80 чашек разных размеров.

Выводы из всего вышеописанного

Психологи утверждают, что у каждого человека свой путь. Аналогично можно сказать что и каждый вид бизнеса будет развиваться если найти путь этому бизнесу. Объясним это на сегодняшнем примере, бизнес по производству деревянной посуды будет развиваться при наличии небольшого но качественного леса разных пород в качестве сырья для изготовления посуды. Конкретно в наших условиях при наличии древесины не особо пользующейся спросом в качестве пилмата, в других случаях конкуренцию данному бизнесу могут составить обычные лесопилки.

Для лесопилок большое число разных пород древесины, не всегда хорошо, так как потребитель предпочитает брать конкретные породы, а не «супермаркет». При производстве посуды это преимущество позволит разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.

Также для окупания работы лесопилки необходимы большие объемы древесины, даже для обычной ленточки нужно около 30 кубометров в смену. При изготовлении деревянной посуды можно съездить один раз на «ГАЗике» в лес и привести сырья в чурках на месяц работы (сырье должно быть «белое»).

Как мы увидели вложений для такого бизнеса как производство посуды требуется не очень много:

  • Вывозка и заготовка леса может осуществляться как собственными силами, так и от поставщиков. Требования к сырью заранее обговариваются.
  • Бензопила.
  • Токарный станок по дерева для больших размеров. На этот станок устанавливается специальная насадка.

  • Шаблоны для покраски и краскопульты.

Какая посуда будет наиболее востребована задаются иногда производители, на этот вопрос можно сказать следующее: «Наиболее востребованной будет посуда которая чаще применяется на кухне, а это чашки, стаканы, декоративные вазы, и даже кастрюльки из дерева».

Видео производства деревянных чашек на токарном станке:

Хорошая книга о деревянной посуде имеется тут !
Удачи и до новых встреч!

Деревянная посуда славян — как питались наши предки?

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец — глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину — сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша — сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш — 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие — даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Читать еще:  Сушка древесины в микроволновке

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. — на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла — в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия — массивные чаши и ковши — выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов — до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели — подносы. В каждый набор обязательно входят ложки — столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка (рис. 3), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 3. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 4). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент — плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 4. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 — простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 — дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 5). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой — утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 — 20 мин.

Рис. 5. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

Русские деревянные ковши

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 6).

Рис. 6. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 — каповый ладьевидным московский ковш; 2 — большой Козьмодемьянским ковш; 3 — Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 — тверской ковш “конюх”; 5 — ковш ярославско-костромского типа; 6 — вологодский ковш-налевка; 7 — северодвинский скопкарь; 8 — тверская ендова; 9 — северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера — прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик — в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние — для подачи напитков на стол, малые — для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова — невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X — XII вв. В XVI — XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 7). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Рис. 7. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector