Состаривание древесины своими руками
Udinart.ru

Строительный портал

Состаривание древесины своими руками

8 способов состаривания древесины

Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.

Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева выполняют двумя щётками:

  • Латунная металлическая щётка — разрывает мягкие волокна. Они «распушатся» и торчат.
  • Нейлоновая абразивная щётка — выравнивает поверхность. Абразивный материал находится в нейлоновых волосках щётки.

Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.

В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.

Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.

Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.

Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами

4 способа химического состаривания древесины

Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.

Способ №1. Состаривание щелочью

Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.

На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).

Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.

На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.

1. Реакция вишни:

2. Реакция красного дерева:

3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:

После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.

Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich

Способ № 2. Патинирование

При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.

На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.

На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.

Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.

Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.

На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.

Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.

На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.

Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.

Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.

Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.

Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.

Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ

Способ № 3. Лессирование

Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.

Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.

На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.

Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.

Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.

После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.

Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.

На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.

Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina

Способ № 4. Уксусная морилка

Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.

Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.

В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.

Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.

Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.

Читать еще:  Покраска древесины под старину

Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.

Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.

Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.

Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.

Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.

Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.

Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.

Автор: Виктор Прохоров

Как состарить дерево своими руками: 12 несложных способов

Классические интерьеры, прованс и винтаж немыслимы без винтажной мебели или декора. Предлагаем вам поэкспериментировать и сделать вещь «с историей» своими руками. Мы расскажем, как состарить дерево в домашних условиях разными способами, а вы выберете из них подходящий.

Способы состаривания дерева:

Состарить дерево своими руками брашированием

Метод прост, но для него подходит не каждая порода. У ели, лиственницы, дуба, венге крупные волокна и результат получится впечатляющим. Ольха, вишня, береза, тик, напротив, непригодны для браширования из-за мелковолокнистой фактуры. Когда вы определитесь с материалом, нужно подготовить инструменты.

Вам понадобятся

  • Жесткая металлическая щетка.
  • Абразивная щетка или наждачная бумага.
  • Одно из трех покрытий: лак, воск, масло.

Последовательность действий

  • Намочите предмет водой, чтобы не было древесной пыли при обработке.
  • Пройдитесь по нему металлической щеткой, двигаясь вдоль волокон. Жесткая щетка выберет мягкие волокна, не повреждая твердые. Древесина станет более рельефной. Чем глубже рельеф, тем более состаренным кажется дерево.
  • Абразивной щеткой или наждачной бумагой зачистите поверхность от заусенцев и шероховатостей.

Осталось нанести покрытие и подождать, пока оно высохнет. Для усиления декоративности можно покрасить изделие в два цвета. Бороздки — в светлый оттенок, выпуклый рельеф — в темный.

Использовать патинирование

Теперь расскажем, как правильно состарить дерево с помощью окрашивания.

Вам понадобятся

  • Краска двух тонов.
  • Жесткая губка или мелкая наждачная бумага.
  • Лак.

Инструкция по патинированию

  • Перед обработкой слегка ошкурьте дерево для лучшего сцепления с покрытием.
  • Нанесите на него краску, подобранную в тон мебели и дайте ей высохнуть.
  • Повторите процедуру, но более светлым тоном.
  • После высыхания протрите верхний слой жесткой губкой или мелкой наждачкой так, чтобы проступал нижний.

В конце нанесите лак, дайте ему высохнуть. Должно создаться впечатление, что мебель красили много раз.

Использовать воск

Воск помогает получить эффект разрушенного верхнего слоя краски.

Вам понадобятся

  • Краска двух или трех цветов (в зависимости от того, какой результат вам нужен).
  • Воск (можно использовать обычную свечу).
  • Тряпка.
  • Лак.
  • Мелкая наждачка.

Последовательность действий

  • Чтобы правильно сделать работу, ошкурьте дерево.
  • Выберите цвет, который будет основным. Например, самый темный из трех. Покрасьте в него изделие, делая широкие неровные мазки, дайте высохнуть.
  • Возьмите свечу и, сильно надавливая, натирайте те места, где, по вашему мнению, должны быть прорехи в цвете.
  • Затем нанесите светлый оттенок, подождите, пока высохнет.
  • Тряпкой хорошо протрите места, где был нанесен воск. Краска там отстанет, придавая изделию вид старого и обшарпанного.

Если вы довольны получившимся результатом, то третий слой можно не наносить. Если же хотите изменить цвет, то повторите всю процедуру. В самом конце покройте изделие закрепляющим лаком.

Покрыть морилкой

Защитная и красящая пропитка состаривает древесину на десятки лет. Тонировка морилкой красиво смотрится как сама по себе, так и с другими техниками. Например, с брашированием.

Вам понадобятся

  • Морилка на водной основе.
  • Морилка на уайт-спирит.
  • Мягкая губка.
  • Грунтовка.
  • Античный воск.

Античный воск — это полностью натуральный продукт. Он содержит три вида воска: минеральный (горный), животный (пчелиный), растительный (карнауба). Подходит для обработки любой древесины. Вощение хорошо пропитывает древесину, обладает восстанавливающими и защитными свойствами.

Последовательность действий

  • Обработайте вещь морилкой на водной основе.
  • Возьмите мягкую губку и смойте пропитку, не задевая края и углы. Так она будет выглядеть рельефнее.
  • После высыхания нанесите слой морилки на основе уайт-спирита. Оставьте на ночь до полного высыхания.
  • Мягкой губкой или кисточкой загрунтуйте поверхность, заполняя все трещинки.
  • Дождитесь высыхания и с помощью кисти вотрите античный воск.

Использовать метод сухой кисти

Метод прост и экономичен. Он подойдет для мебели, которая не отличается рельефностью.

Вам понадобится

  • Сухая, очень жесткая кисть.
  • Краска на водной основе.

Можно использовать старую засохшую кисточку.

Последовательность действий

  • Обмакните кисть в небольшое количество покрытия и покрасьте мебель или декор в разных направлениях так, чтобы оставались непрокрашенные места.
  • Дайте высохнуть.

Изделие после такой обработки выглядит поцарапанным. Существует второй вариант этого способа. Для него нужны два оттенка: базовый и тот, которым вы будете имитировать потертости. В этом случае нужно действовать немного иначе.

Инструкция

  • Закрасьте всю поверхность базовым цветом.
  • Обмакните кисточку во второй тон и хорошо вытрите ее тканью или бумагой. Так, чтобы она стала почти сухой.
  • Нанесите небрежные мазки по направлению волокон там, где в естественных условиях обычно скапливается грязь, появляется обшарпанность.

Сделать состаривание методом «прованс»

Расскажем, как искусственно состарить дерево для романтичного, светлого интерьера в стиле прованс и не только.

Необходимые инструменты

  • Краска
  • Кисть
  • Скребок или шпатель

Последовательность действий

  • Покрасьте предмет.
  • Пока он не высох и остается липким, скребком или шпателем соскребите слой цвета в нужных местах.
  • После высыхания протрите мягкой тряпкой.
  • Отшлифуйте шероховатости.

Соскребать липкий слой лучше всего в уголках мебели — так эффект состаренности будет более естественным.

Использовать полоскание

Полоскание — один из самых простых способов состарить древесину своими руками.

Вам понадобится

  • Кисть
  • Краска
  • Вода
  • Тряпка

Последовательность действий

  • Покрасьте изделие в выбранный вами цвет. Как и в предыдущем методе, не ждите, пока оно высохнет полностью.
  • Возьмите тряпку и осторожно смойте часть оттенка, создавая необходимый эффект потертости.
  • Дождитесь высыхания, чтобы оценить результат.

Сделать раствор уксуса

Раствором уксуса и металлической ваты можно быстро придать предмету благородный, состаренный вид.

Вам понадобится

  • Уксус
  • Стальная вата (подойдет измельченная металлическая губка)
  • Емкость для их смешивания
  • Перчатки
  • Воск
  • Кисть

Последовательность действий

Мы рекомендуем перед нанесением раствора обработать вещь черным чаем. В реакции с уксусом он дает очень насыщенные оттенки.

  • Наденьте перчатки и раскрошите в емкость (можно обычную стеклянную банку) стальную вату.
  • Залейте все уксусом. Спустя несколько минут начнется химическая реакция, раствор станет темнеть. Чем дольше будет настаиваться раствор, тем темнее будет цвет. Через несколько часов его можно будет использовать.
  • Обильно смочите древесину черным чаем, оставьте сохнуть.
  • Затем распределите раствор уксуса и стальной ваты. Он сразу начнет впитываться и придавать темный оттенок.

Когда поверхность просохнет, можно сделать еще один или два слоя с раствором. Дождитесь полного высыхания изделия и залакируйте его, чтобы придать изделию законченный вид. Вместо лакировки можно использовать вощение.

Искусственное состаривание дерева

Состаривание древесины – это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки древесины ассоциируется у leon42, участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42, купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Читать еще:  Влагомер для древесины какой выбрать?

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку, вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка: выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума «Дом и Дача»

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Актуальная сейчас тенденция — преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

«Сухая кисть»

Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.

И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина — это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

1. Битумная патина

На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.

2. Патина на основе акрила

Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью.

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.

5. Восковая патина

Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск.

Лессировка

Лессировка — это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.

Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.

Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг — капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле — техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

Читать еще:  Отбеливатель для древесины своими руками

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

3. Фацетный лак

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин — паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.

Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

• цвет слоновой кости;

• белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами — протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие — тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Как приготовить раствор для состаривания дерева в домашних условиях

Со временем под воздействием естественных факторов — солнца, влаги и ветра — на старых деревяшках образовывается сероватая патина. Добиться такого же эффекта красками или магазинными пропитками невозможно.

Но можно попытаться воспроизвести процесс старения дерева в ускоренном варианте с помощью доступных и очень недорогих средств.

» >

+

Среди множества способов тонирования и химического состаривания дерева этот способ, как мне кажется, самый простой и самый бюджетный.

Настой столового уксуса и стальной ваты впитывается в дерево и вытягивает из него танины (дубильные вещества), придавая желтой сосне сероватый оттенок старого выцветшего дерева. Благодаря глубокому проникновению раствора поверхность после обработки можно слегка шлифовать. Раствор также подсушивает древесину.

Но тут есть одна загвоздка — купить эту самую стальную вату (ее еще называют стальной шерстью). Найти ее не проблема, но в Леруа ее нет. За ней нужно было ехать отдельно, а мой главный принцип — не трать время на дорогу и купи все дешево в одном месте.

Немного подумав, решила поэкспериментировать с обычными стальными губками для мытья посуды. Состав то у них одинаковый — сталь. Разница лишь в размере «волокон», что влияет на скорость распада и готовности раствора. Получилось или нет, читайте дальше 🙂

Итак, вам понадобятся:

уксус столовый, 1 л

стальная губка для мытья посуды, 1 шт (или стальная вата, или стальные гвозди)

стеклянная банка с крышкой

“ “Добрый день! Подскажите пожалуйста, в описании того как вы состариваете дерево вы пишете, что используйте металлическую губку для мытья посуды. Но какая там может быть реакция, если она делается из нержавейки. ” ”

Такой вопрос поступил в письме от одного из читателей. Мой ответ на него я скопирую в конце статьи. А если среди вас есть эксперты, было бы интересно услышать ваше мнение в комментариях!

Приготовление раствора для состаривания дерева

Положите новую чистую губку в стеклянную банку и залейте уксусом. Если используете стальную вату, разорвите ее на мелкие кусочки для ускорения окисления.

Плотно закройте крышку и отложите банку в сторону.

Отметьте время, когда вы залили губку/вату уксусом.

Время готовности раствора

В зависимости от оттенка, которого вы хотите добиться, можете начинать пользоваться раствором уже через 12 часов, а можете и через несколько дней.

Скорость реакции между уксусом и стальной стружкой может зависеть от разных факторов — освещенность, температура, крепость уксуса, размер волокон стальной стружки. Тут все очень индивидуально.

По прошествии времени вы увидите, как стальные волокна начинают растворяться. По мере распада губка будет окисляться и ржаветь.

Сам раствор можно использовать даже спустя год.

Варианты окрашивания

Готовый раствор не продается в магазине, и у него нет палитры, чтобы выбрать оттенок. Вам придется экспериментировать. Оттенок, который приобретет ваше дерево, может лежать в диапазоне от серого до коричневого и будет зависеть от времени выдержки раствора.

Чем дольше выдерживается вата/губка в уксусе, тем ржавее становится состав. Вы это увидите через стекло банки. В таком случае после обработки дерево получит состаренный вид и сероватый налет, но вместе с этим порыжеет или покоричневеет.
Чем старше ваш раствор, тем насыщеннее и темнее будет цвет дерева, вплоть до темно-коричневого.

Молодой практически прозрачный раствор дает плотный серый цвет более холодного оттенка.

отметьте контрольные точки и через каждые 6 часов проверяйте готовность раствора и результат на тестовой деревяшке

следите за прозрачностью и цветом раствора в банке

Чтобы примерно понимать разницу до и после нанесения раствора, смотрите фото ниже.

Нанесение

Тут особой премудрости нет. Наносите кистью. Нет кисти — промакивайте тряпкой.

Как скоро проявится результат

Я так и не поняла, от чего зависит скорость реакции в пропитанной древесине.

Двухдневный раствор, который я нанесла на тестовую небрашированую деревяшку, окончательно и полностью проявился через час. Она стала серо-седой со слегка теплым оттенком.

Изменения в цвете после нанесения 4-дневного раствора на столешницу я начала замечать минут через 30. Она начала сильно рыжеть, особенно, твердые волокна.

Окончательный свой цвет поверхность приобрела только на следующий день, когда полностью высохла. Рыжина сухой столешницы стала спокойнее, а после шлифовки сошла, и серый стал преобладать.

Я в какой-то момент решила заснять все на камеру, чтобы не караулить процесс самой. Первые 60 минут сжаты до 7 секунд. Цвет продолжал меняться и дальше, но у телефона сел аккумулятор :))

u0423u0441u043Au043Eu0440u0435u043Du043Du044Bu0439 u0434u043E 7 u0441u0435u043Au0443u043Du0434 u043Fu0440u043Eu0446u0435u0441u0441 u0441u043Eu0441u0442u0430u0440u0438u0432u0430u043Du0438u044F u0434u0435u0440u0435u0432u044Fu043Du043Du043Eu0439 u0441u0442u043Eu043Bu0435u0448u043Du0438u0446u044B u0441 u043Fu043Eu043Cu043Eu0449u044Cu044E u0440u0430u0441u0442u0432u043Eu0440u0430 u0441u0442u043Eu043Bu043Eu0432u043Eu0433u043E u0443u043Au0441u0443u0441u0430 u0438 u0441u0442u0430u043Bu044Cu043Du043Eu0439 u0432u0430u0442u044B. u041Au0430u043A u043Fu0440u0438u0434u0430u0442u044C u043Du043Eu0432u043Eu0439 u0434u043Eu0441u043Au0435 u0440u0435u043Bu044Cu0435u0444 u0438 u0441u043Eu0441u0442u0430u0440u0438u0442u044C u0435u0435 u0432 u0434u043Eu043Cu0430u0448u043Du0438u0445 u0443u0441u043Bu043Eu0432u0438u044Fu0445, u0447u0438u0442u0430u0439u0442u0435 u0432 u043Cu043Eu0435u043C u0431u043Bu043Eu0433u0435 AfterworkDIY.ru

«>,»hSize»:null,»floatDir»:null,»html»:» n «,»url»:»https://youtu.be/nT81geYrfbk»,»w >

Столешница сразу после нанесения смеси уксуса и стальной стружки

Столешница через 2 часа после нанесения раствора

Финишная обработка

После полного высыхания раствора дерево станет более сухим, чем до пропитки. Если вы предварительно брашировали или шкурили, то могут подняться мелкие заусенцы, которые пропустили раньше. Отлично! Теперь у вас есть возможность довести поверхность до идеала.

Хорошенько пошкурьте наждачкой с мелким зерном.

После шлифования и полировки протрите поверхность от пыли, и можно покрывать лаком или воском.

Результат

Вот поверхность нашей столешницы в своем финальном виде, после браширования и состаривания раствором с уксусом. От свежеструганой желтой строительной сосновой доски она отличается сильно 🙂

» data-lightbox-theme=»light» >

“ “Добрый день! Подскажите пожалуйста, в описании того как вы состариваете дерево вы пишете, что используете металлическую губку для мытья посуды. Но какая там может быть реакция, если она делается из нержавейки. ” ”

Хороший вопрос. 🙂 Экспертного мнения я дать не могу, но я почитала сейчас на эту тему в интернете.

Пишут, что сталь делают устойчивой к появлению ржавчины за счет добавления хрома. Хром при воздействии агрессивных веществ создает защитную оксидную пленку.

Видимо, в сплаве обычной бытовой губки из хоз.магазина содержание хрома не такое высокое, как в более дорогих товарах из нержавейки. Также пишут, что существует несколько типов коррозии. Например:

«Щелевая коррозия. Она возникает при наличии небольшого зазора в конструкциях из нержавеющей стали. Процесс ярко проявляется на примере крепежных элементов, эксплуатирующихся в морской воде. Хлориды, содержащиеся в воде, способствуют удалению окисного слоя. При отсутствии доступа кислорода и движущихся потоков воды коррозия продолжается.»
Более подробно здесь
http://ingsvd.ru/main/articles/899-pochemu-rzhaveet-nerzhaveyka.html

Я как раз предварительно нарезала губку, тем самым нарушив целостность нитей. А волокна покоились без движения в растворе довольно продолжительное время.

В любом случае это был эксперимент, и он, как ни странно, удался :))

Надеюсь, у меня получилось хоть как-то прояснить ситуацию. А вообще мне безумно приятно, что мои статьи не просто читаются, но и вызывают правильные вопросы!

Спасибо вам!
Кристина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector