Что такое барокко в архитектуре
Udinart.ru

Строительный портал

Что такое барокко в архитектуре

Архитектура барокко в Италии

В конце XVI — начале XVII вв. Италия переживала политический и экономический кризис, связанный с раздроблением страны на небольшие княжества и утратой прежнего влияния на экономическую жизнь Европы.

Но в это же время в стране начинается культурный подъем, возникает новое направление в искусстве — итальянское барокко.

Возникновение барокко в Италии

Стиль зародился в эпоху позднего Ренессанса. Он объединил в себе стремление к архитектурной выразительности и сдержанность. Пышность и роскошь в архитектуре достигались использованием минимального количества средств.

Такой подход полностью удовлетворял потребности дворянства и буржуазии в период экономического кризиса.

Архитектура барокко использовалась как при строительстве культовых сооружений, так и для возведения жилых домов аристократии. Здания, возведенные в стиле барокко, отличались не только красотой, но и удобством использования и безопасностью. В своем развитии стиль прошел 2 этапа:

  1. Ранний (рубеж XVI-XVII в.). Поскольку этот период приходился на пик экономического кризиса, барокко развивалось только в Риме и его окрестностях. В это время был возведен собор Святого Петра в Ватикане, который принято считать образцом раннего барокко.
  2. Зрелый (вторая половина XVII-XVIII в.). В стиле зрелого барокко была возведена колоннада на площади перед собором в честь апостола Петра. Во второй половине XVIII в. стиль начинает распространяться на другие крупные города Италии. Примером позднего барокко может служить церковь Сан-Лука в Болонье. Святая обитель была задумана в другом стиле. Однако в 1770-х гг. она приобрела барочные черты благодаря архитектору Карло Франческо Дотти.

Характерные черты стиля

Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.

Форма и ордера

Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.

Архитекторы используют раскреповку — чередование выпуклых и вогнутых частей стены.

Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Внутренний и внешний декор

Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.

Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.

Архитектурные элементы барокко

Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:

  1. Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
  2. Цветочных ваз с цветами.
  3. Арабесок.
  4. Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
  5. Рога изобилия.
  6. Барельефов.
  7. Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.

Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.

Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.

Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.

Самые известные итальянские архитекторы эпохи барокко

К наиболее известным архитекторам, творившим в эпоху барокко, относят:

  1. Франческо Борромини (1599-1667). Был потомственным каменотесом. Пройдя обучение в Милане, он участвовал в строительстве собора Святого Петра, а затем палаццо Барберини и капеллы Фальконьере. В своих проектах Борромини не использовал круглых форм, отдавая предпочтение эллипсу, избегал четких линий, применял большое количество причудливых архитектурных деталей. Для Борромини характерна сложная планировка.
  2. Карло Мадерно (1556-1629). Обучался строительному ремеслу у своих дядей — Доменико и Джованни. Трудовую деятельность он начал в качестве каменщика, сооружая фонтаны и водопроводы в Риме. Первой архитекторской работой Мадерно стал фасад церкви Святой Сусанны. Мастер также работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Вместе с архитектором Джакомо делла Порта Карло Мадерно строил виллу Альдобрандини.
  3. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Известен и как скульптор, и как талантливый архитектор. Мастер прославился не только в сфере архитектуры такими работами, как палаццо Людовизи и палаццо Киджи. В Риме появились его фонтаны Четырех рек, Тритона, Пчел.
  4. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573). Получил образование в родной Болонье, затем продолжил обучение в Риме. Архитектор работал во Франции по приглашению короля. Вернувшись на родину, он поступил на службу к папе Юлию III. Среди знаменитых проектов мастера — виллы Фарнезе и Джулия, церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа и Санта-Мария-дельи-Анджели и др.
  5. Джакомо делла Порта (1532-1602). Итальянский скульптор и архитектор основную часть жизни работал в Риме. По его проекту возведено большое количество культовых и светских сооружений — здание университета Сапиенца, палаццо Палуцци. В своих проектах мастер отступал от традиционного барокко, добавляя авторские элементы. Отличительной чертой стиля архитектора считается умеренное использование скульптур при оформлении фасадов зданий.

Яркие архитектурные представители итальянского барокко

Несмотря на то что барокко пользовалось спросом среди дворянства и зажиточных горожан, главным заказчиком мастеров всегда оставалась церковь.

Церковь Иль-Джезу

Церковь построена во второй половине XVI в. по проекту Дж. делла Порта и Дж. Виньола. Первая, отклоненная кардиналом, версия проекта принадлежала Микеланджело. Церковь относилась к иезуитскому ордену. В ней был похоронен Игнатий Лойола — основатель ордена. Иль-Джезу была принята в качестве образца для других иезуитских церквей по всей Европе, а затем и в Новом Свете.

Средневековым художникам удалось написать фигуры таким образом, что возникает впечатление их парения над зрителями. Создается иллюзия, что фигуры отбрасывают тень.

Площадь Святого Петра в Риме

Священная для всех католиков площадь образована двумя полукруглыми колоннадами Тосканского ордена. По замыслу участвовавшего в проектировании площади Бернини колоннады должны были образовать форму ключа от рая, который был передан апостолу Петру.

Середина площади украшена обелиском, который был привезен императором Калигулой из Египта. Легенда гласит, что этот обелиск украшал цирк, где был казнен апостол Петр.

Лестница Скала Реджа (Рим)

Скала Реджа считается главной лестницей Ватикана. Ее второе название — Королевская. Созданная архитектором Бернини Скала Реджа соединяет Ватикан с собором Святого Петра. Ранее на ее месте находилась лестница Антонио да Сангало Младшего. Бернини смог создать более удобный вариант.

Согласно замыслу мастера, над лестничными площадками были установлены фонари. Свет должен был падать таким образом, чтобы фигура спускающегося папы выглядела более величественной.

Ионические колоннады служат дополнением к лестнице.

Палаццо Кариньяно (Турин)

Палаццо построен по проекту священника Гварино Гварини в конце 70-х гг. XVII в. по заказу представителей Савойской династии. Особенностями постройки считаются двойной купол над главным залом и парадная лестница с присущим стилю барочным изгибом.

Дворец знаменит тем, что в 1820 г. здесь родился первый итальянский король Виктор Эммануил II. Сегодня палаццо является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Собор Санта-Мария делла Салюте (Венеция)

В 1631 г. в Венеции закончилась эпидемия чумы, унесшая более трети населения города на воде. В благодарность Богородице за избавление от болезни было принято решение построить собор по проекту начинающего архитектора Бальтазара Лонгены. Возведение Санта-Мария делла Салюте длилось 50 лет. Собор стал действующим уже после смерти автора проекта.

Читать еще:  Какой фанерой выровнять деревянный пол?

Интерьер постройки образован центральным октагоном. За его пределами располагаются 6 капелл. Постройка имеет 2 купола — наружный и внутренний, расположенный над алтарем, в котором размещается икона Богоматери-целительницы. Алтарь украшен статуями на тему избавления Венеции от смертельной болезни.

Главный купол украшают парные окна. На фасаде здания размещены скульптуры Богородицы, архангела Михаила и Иоанна Предтечи. Вход в собор выполнен в виде триумфальной арки.

Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

История возникновения барокко в архитектуре

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.

Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.

Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.

Стиль барокко в архитектуре

Римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу — Во имя Христа.

Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу — Во имя Христа. Композиция сооружения стала завершающим этапом в эволюции архитектуры храмовых сооружений эпохи Возрождения.

Барокко – стиль в архитектуре 16- 18 вв. Появился барокко в Италии как результат развития стиля Ренессанс, а также благодаря ослаблению влияния церкви и усилению новой светской философии. Архитектурный стиль барокко отличается монументальностью, динамичностью, оригинальностью решений.

Для того, чтобы создать эффект неожиданности, зодчие нередко пренебрегали традиционно принятыми правилами построений планов своих сооружений, внедряли нарочитое несоответствие между разными частями зданий, создавали необычные пластичные фасады, использовали крупный декор, игру света и тени.

Впечатление от строений иногда создает ощущение, что конструкция является вторичной по отношению к внешнему пластическому оформлению. Это достигалось декоративными объемными фасадами, которые вуалировали конструкцию строения. Барокко – стиль, для которого характерны сложные формы, переплетения, плавный переход из одной плоскости в другую, преобладание криволейных поверхностей и линий.

Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей создают ощущение более глубоких объемов, рождают пространственные иллюзии. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. Ордер в классической архитектуре является базовым модулем, который может неоднократно повторяться, отделяя друг от друга этажи, пролеты, определяя структуру здания. Изменения какой-либо из частей или нарушение пропорций может разрушить целостность восприятия сооружения. Но именно это явление стимулировало зодчих стиля барокко вмешиваться в пропорции и вносить изменения в элементы ордера.

Архитекторы в архитектуре в стиле барокко использовали разные ордера: от строгого дорического до пышного коринфского. Элементы ордера растягивали, скручивали, накладывали друг на друга. Пропорции и ритм расположения элементов тоже претерпевал изменения по отношению к традиционным классическим.

Читать еще:  Как заменить кусок линолеума?

Чем больше изменений производились зодчими в отношении ордера, тем менее значимым казался сам ордер. В декоре барокко активно участвуют фронтоны, волюты, колонны, объемный крупный рельеф. Большое значение в архитектуре стиля барокко приобретает монументальная скульптура, которую широко используют в декоре зданий. Многоплановые скульптурные композиции обычно имеют выраженную динамику: скульптуры, изображающие людей, выражают состояние напряжения, драматизма, экзальтации.

В строениях барокко скульптура и лепные орнаменты нередко спорят с конструкцией, ордером и оттягивают внимание на себя. Изобилие лепнины, прерывистый характер антаблеметов, крупные скульптурные композиции, иногда производили эффект распада ордера, как, например, в сооружении Цвингер с его рельефными фасадами и воротами, богато декорированными скульптурой и орнаментом, контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами.

Цвингер. Дрезден. Сооружение проектировалось и строилось Маттеусом Даниелем Пеппельманом по заказу Фридриха Августа I. В 1733 г. строительство было заброшено, и только в 1855 г. строительство было завершено при участии архитектора Готфрида Земпера.

Примеры сооружений в раннем барокко стиле

Палаццо Кариньяно. Построено архитектором Гварино Гварини в 1679 г.

Гварино Гварини (1624—1683), известный также под именем Камилло Гуарини — итальянский архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе.

Общая структура здания напоминает палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент «неожиданности»: центральная часть главного корпуса напоминает вставку в основной объем.

Плаццо Кариньяно. Арх. Г. Гварини. 1679 г.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667 гг.) Архитектор Франческо Борромини(1599—1667 гг.) – настоящее имя Франческо Кастелли.

Церковь расположена на перекрестке улиц, что побудило зодчего использовать в конструкции три модуля, которые могли бы использоваться в разных зданиях.

Первый модуль: волнообразная нижняя часть строения. Второй модуль, в середине церкви, создан по традиционному плану греческого креста, третий, верхний модуль – овальный купол. Фасад дополняется сложными переплетенными рельефами, благодаря которым создается ощущение наложенной на стену декоративной аппликации, что делает здание очень живописным.

Фасад делится на ярусы, каждый из которых наделен ордером. Карниз церкви имеет изогнутую волнообразную форму. На фасаде отсутствуют гладкие поверхности. В пространстве между колоннами находятся скульптурные группы с фонтанчиками.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.

Фрагмент фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.

Церковь Сант Андреа в Риме на улице Квиринале — одно из сооружений в стиле барокко. Архитектура церкви создает ощущение плавного движения.

Фасад церкви Caнт Андреа ин Квиринале Бернини сделал двойным: к основной массивной части, созданной при помощи ордера в два этажа с треугольным фронтоном наверху, примыкает изящный портик с колоннами.

Полукруглые ступени ведут к двухколонному портику, поддерживающий полукруглый антамблент. Малый портик вписан в большой портик с коринфскими пилястрами и треугольным фронтоном.

Церковь Сант Андреа ин Квиринале (Church of Saint Andrew’s at the Quirinal), Рим. Лоренцо Бернини 1653 г.

Преемственность барокко и рококо

Стиль барокко и рококо считаются родственными, хотя, кроме общего: криволинейности поверхностей, парадности и роскоши, имеются и значительные отличия: рококо стал первым безордерным стилем, массивность барокко сменились легкостью и изяществом. Рококо возникло, когда ушла мода на грандиозные дворцовые комплексы.

В этом стиле строили, в основном, частные особняки и загородные резиденции. Весь период рококо приходится на 20-е — 40-е годы 18 века, за короткое время распространившись в странах Европы.

В стиле рококо творили архитекторы Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff), И. Нёйман (Neumann), М. Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann), Ринальди (Rinaldi).

Сан-Суси в Потсдаме. Стиль рококо. 1745-1747 гг. Арх. Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff) (1699—1753гг.) Дворец, построенный по проекту Фридриха Великого в Потсдаме.

Архитектурные стили барокко и рококо отвечали образу жизни и философии представителей европейской аристократии. С появлением нового класса буржуа, а также поднятием революционных настроений в обществе эти стили сменились классицизмом, однако, элементы этих роскошных стилей послужили основой для создания новых стилевых направлений в конце 19 – начале 20 веков.

Барокко — архитектурный стиль

Появление Барокко:

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:

Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.

Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко,тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.

Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности. Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.

Мастера Барокко:

Борромини (1599—1667), Ювара, Доменико Фонтана (1543—1607), Франческо Каратти (? −1675), Сантино Солари, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.

Примеры:

Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.

Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.

Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия, 1717-1756.

Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.

Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.

Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.

Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.

Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.

Стиль барокко в архитектуре Европы

Стиль барокко в архитектуре нашёл своё место во всех европейских странах, но на первый план вышли две. Зародившись в Италии, он достигает своего апогея во Франции, плавно перетекая в рококо. Статья отслеживает развитие нескольких итальянских барочных тем с кульминацией в Ватикане. Затем рассматривает французские тенденции с вершиной развития в амбициозном дворце Людовика XIV, в Версале.

Каковы особенности барокко

Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.

Читать еще:  Муфтовая арматура что это такое

Полная барочная эстетика возникла во времена

  1. раннего барокко (около 1600-25),
  2. а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.

Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.

Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.

  1. Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
  2. Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

Стиль барокко в архитектуре: примеры итальянских архитекторов

Ранний барокко (ca. 1600-1625)

Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.

До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.

Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана

Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе

  • разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
  • разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.

Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.

Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.

Высокий барокко (ca. 1625-75)

Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.

В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.

Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра

Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.

П арадная лестница Ватиканского дворца , спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.

Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини

Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.

Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада

В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:

  • использование кривых,
  • введение нерегулярных украшений и дизайна,
  • подчинение нерегулярности симметрии и
  • включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.

Барокко северной Европы: примеры

Поздний барокко (ca. 1675-1725)

Поздний барокко отмечает восхождение Франции как центра западной культуры. Искусство барокко Франции (и вообще Северной Европы) сдержано, так что его можно охарактеризовать как компромисс классики и барокко. Отличительным элементом архитектуры французского барокко является двустворчатая мансардная крыша (типичная французская придумка).

Самыми известными барочными структурами Франции являются великолепные замки. Наверное нет на Земле резиденции больше, чем Версаль. Он был построен главным образом во времена Людовика XIV, чье покровительство искусства подняло Францию на гребень волны западной культуры.

Пример позднего барокко. Фасад Версальского дворца

Фасад дворца превосходно иллюстрирует североевропейский классический барочный компромисс. Стены дворца выполнены в сочетании планерного классицизма с такими элементы барокко, как скульптурные бюсты, различные пилястры и другие украшения. Кроме того, мансардная крыша имеет богато декорированные окна. Версаль стал европейской моделью дворцовой архитектуры, вдохновляющей на создание подобных ансамблей на всем континенте, вплоть до Санкт-Петербурга.

Самая знаменитая комната Версаля — Зеркальный Зал. Зеркала имеют те же размеры, что и окна напротив.

Рококо (ca. 1725-1800)

Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.

Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images

Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.

Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.

Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд. Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы при встрече обсудить барокко в архитектуре и найти примеры рядом. Расскажите о находках в комментариях. Нам интересно знать, что Вы думаете.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector