Как брашировать дерево?
браширование древесины разных пород
Здравствуйте Уважаемые наши подписчики и жители Ярмарки Мастеров!
Последнее время многие из Вас задают вопросы по поводу возможности браширования той или иной породы дерева.
Вот наконец я выкроила время для этой темы!))
Сначала немного терминологии и теории).
За термином «браширование» прочно закрепился процесс удаления мягких волокон с верхнего слоя древесины. Более редкий термин — брашировка.
А, по сути, это так нами любимое транслитеральное искажение английского существительного и глагола «brush» (щетка; чистить, вычищать) или «brushing» (чистка).
Правильная полная технология:
— черновая выборка мягких волокон металлической щеткой (движения вдоль волокон);
— шлифовка полимерной абразивной щеткой;
— полировка сезалевой или синтетической щеткой.
Вычищаемые мягкие волокна образуются обычно в весенний период, когда рост годичных колец древесины наиболее интенсивен и поэтому они более «рыхлые». Браширование используют для придания древесине ярко выраженной фактурной поверхности.
В русском языке есть аналогичный термин: структурирование древесины — т.е. выявление природной древесной структуры. Понятно, что для того чтобы ее выявить, эта структура должна уже быть, и ее должно быть видно невооруженным взглядом.
Так как браширование связано с удалением мягких слоев древесины, более всего подходят для этого процесса, соответственно, мягкие и средние по твердости породы дерева. Например, ярко выражена текстура у лиственницы, ели и сосны. У твердых пород дерева (например, дуба) процессом браширования выявятся и расширятся поры.
Браширование – это один из методов или предварительных этапов, которые позволяютсостаренным поверхностям выглядеть более реалистично. Новая доска, подвергнутая брашированию, будет выглядеть как новая, только с фактурной текстурой. . А вот если новую сосновую доску правильно покрыть краской в серый цвет, будет казаться, что она провела на улице больше 15 лет . Это и понятно, природные условия довольно быстро изменяют цвет незащищенной древесины, а вот усадка мягких слоев древесины занимает намного больше времени. И они происходят вслед за изменением цвета.
Поэтому именно правильная последующая игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид.. Для этого, кроме самого браширования, древесину неравномерно окрашивают:
— участки с мягкой древесиной (впадины или поры) — в более темный цвет,
— а участки твердой древесины (гребни) – в более светлый оттенок.
Самый простой способ — нанести обильно темную морилку и сразу же протереть тряпкой. В мягкую древесину морилка впитается быстро, а на гребнях не успеет. Также в местах, где могли бы быть потертости, часть древесины с морилкой счищают, обнажая более светлые участки.
Браширование процесс достаточно простой, но трудоемкий!!
Считается что однородные породы дерева( такие как бук, клён, ольха) не подходят для брашировки, но мы попробовали этот метод и на них — оказывается — тоже вполне возможно))!
Я сделала фото образцов — на кажном фото вариант брашировки металлической щёткой вручную+кусочек необработанного дерева для сравнения.
https://cs1.livemaster.ru/storage/91/6c/33d64d36594cf048093e1fed6a.jpg — ангарская сосна.( она менее смолистая и меньше сучков, по сравнению с обычной), кстати пихта выглядит так же.
https://cs1.livemaster.ru/storage/6a/31/0905a9d7dd90f51ab8b8d4e87a.jpg — бук.( считается, что он плохо подходит для браширования, но я бы не сказала. тут уж выбор мастера. )
Обработав приведённые образцы( как и говорилось вручную, металлической счёткой) я пришла к такому выводу — все образцы пригодны для браширования, сил и времени на каждый ушло одинаково. Дуб конечно идеален для этого — рисунок очень красивый выходит! Но и другие породы тоже приемлемы!! Думаю под обжиг тоже.
Ещё раз подчеркну — браширование процесс не сложный , но трудоёмкий. -ленивым за него браться не стоит!!
Конечно проведённый эксперимент — это не научный факт)), а лишь мой субъективный опыт! Но он имеет место быть))
Так что пробуйте — не бойтесь)) Творите с удовольствием!!
8 способов состаривания древесины
Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.
Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:
Механическое состаривание древесины
Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».
Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.
Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.
Обработку дерева выполняют двумя щётками:
- Латунная металлическая щётка — разрывает мягкие волокна. Они «распушатся» и торчат.
- Нейлоновая абразивная щётка — выравнивает поверхность. Абразивный материал находится в нейлоновых волосках щётки.
Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.
Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.
Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.
В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.
Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.
Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.
Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.
В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.
Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».
3 способа термического состаривания древесины
Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.
В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.
Способ №1
Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.
С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.
После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.
Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.
Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.
Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.
Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.
Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.
Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.
Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.
Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».
Способ № 2
Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.
Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.
Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.
После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.
Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.
Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.
Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.
Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.
Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY
Способ № 3
Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.
Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.
В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.
Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.
Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.
Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами
4 способа химического состаривания древесины
Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.
Способ №1. Состаривание щелочью
Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.
На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).
Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.
На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.
1. Реакция вишни:
2. Реакция красного дерева:
3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:
После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.
Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich
Способ № 2. Патинирование
При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.
На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.
На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.
Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.
Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.
На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.
Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.
На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.
Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.
Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.
Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.
Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.
Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ
Способ № 3. Лессирование
Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.
Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.
На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.
Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.
Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.
После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.
Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.
На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.
Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina
Способ № 4. Уксусная морилка
Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.
Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.
В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.
Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.
Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.
Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.
Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.
Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.
Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.
Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.
Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.
Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.
Автор: Виктор Прохоров
Искусственное состаривание дерева
Состаривание древесины – это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки древесины ассоциируется у leon42, участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.
По словам leon42, купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.
Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.
В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?
Подготовка материала
Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».
Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.
Браширование
Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).
Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.
Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».
Шлифовка: инструменты и щетки
На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.
Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:
- Черновая выборка мягких волокон
- Шлифовка
- Полировка
Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.
При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.
При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:
- водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
- скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
- источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
- не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
- скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
- обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
- позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
- новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
- работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
- влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.
Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку, вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.
Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.
Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.
Специфика обработки поверхностей:
- не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
- не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
- с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.
Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка: выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.
Отделочные операции
На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.
После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.
Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.
Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.
В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.
По материалам участника форума «Дом и Дача»
Браширование древесины
Придание деревянным поверхностям состаренной внешности механическими способами – вот, что такое браширование древесины, если коротко. На самом деле, это весьма интересный и увлекательный процесс, которым занимаются не только профессиональные столяры, дизайнеры, но и многие любители поработать своими руками.
Дерево всегда занимало, занимает и будет занимать лидирующие позиции среди отделочных материалов, не говоря уже о предметах мебели и домашнего обихода. Именно поэтому ему всегда уделяется повышенное внимание и отдается предпочтение. Состаренная древесина прекрасно соседствует с любыми современными материалами, придавая помещению уникальности и самобытности.
В чем заключается суть брашировки
Природный процесс старения древесины происходит на протяжении длительного периода времени. Поверхность среза изнашивается неравномерно, текстура становится неоднородной, несколько волнистой. Примерно такого эффекта можно добиться, если обработать деревянное изделие специальными инструментами. При брашировке древесины, в ее молодом возрасте, удаляются мягкие волокна, открывая естественную привлекательность природных узоров на срезах дерева.
Каждое изделие из натурального дерева уникально и неповторимо, благодаря индивидуальным свойствам каждой породы древесины, больше того – каждого ствола. Однако далеко не любую древесную породу можно подвергать состариванию. Прежде чем брашировать древесину надо знать о ее податливости данному методу. Так, лучше всего получается состарить сосну, дуб, лиственницу, орех, ясень, венге. А вот в отношении бука, клена, березы, вишни, ольхи данный способ отделки практически неэффективен. Древесина этих пород не отличается ярко выраженной фактурой. У нее мало заметны переходы между слоями разной плотности, а то и совсем отсутствуют.
Оборудование для брашировки
Неопытному человеку брашировка дерева может показаться процессом сложным и мало доступным. В действительности это совсем не так. Нужно иметь помещение для творчества, то есть мастерскую, необходимые приспособления и немного старания. Для работы нужно приготовить:
- наждачную бумагу в наборе, с разной степенью зернистости;
- комплект специальных щеток для браширования древесины;
- морилку, желательно нескольких оттенков для усиления цветового решения;
- лак по дереву прозрачный для окончательной отделки изделия.
Некоторые мастера ручному труду предпочитают механизированный. Поэтому вместо обычных щеток приспосабливают электрический инструмент для браширования дерева, оснащенный комплектом щеточек. Также можно использовать домашнюю дрель с регулятором скоростей со специальными насадками. Каждая из щеток имеет свое предназначение:
- щетка из стальной проволоки нужна для основного процесса — браширования древесины своими руками;
- щетка со щетиной из синтетических волокон выполняет первую шлифовку;
- мягкая щетка необходима для окончательной полировки поверхности.
Следует отметить, что специальное оборудование (машинки или станки) есть смысл приобретать для выполнения большого объема работ. Если же речь идет о единичных случаях, то нет резона тратить средства на приобретение дорогостоящего инструмента для браширования древесины, а работу выполнить вручную.
Как правильно брашировать дерево
Порядок выполнения процедуры состаривания древесины для ручного и механизированного способа одинаков. Важно выбрать правильную скорость вращения машинки или приспособиться к равномерному движению щетки. Так как брашировать дерево с высокой скоростью движка нежелательно, можно запечь древесину и получить брак, исправить который уже невозможно. Перед началом работы доску рекомендуется пропустить через рейсмус или проработать шлифмашинкой. Этапы состаривания досок:
- Заготовку необходимо сбрызнуть водой, чтобы уменьшить количество пыли. Затем приступают к основному процессу. Инструмент механический, электрический или ручной перемещают вдоль расположения волокон, размеренными движениями. Для каждой породы древесины опытным путем подбирают свой темп и режим работы. Важно тщательно выскоблить дощечку и удалить все мягкие волокна.
- Далее браширование дерева своими руками продолжают выполнять щеткой с синтетической щетиной. Шлифовку нужно выполнять в таком же порядке, как делалась жесткая обработка – движениями вдоль волокон дерева. После шлифования будет заметен первичный результат обработки. Если глубина бороздок покажется недостаточной, то процесс можно повторить. Главное, не перестараться, так как брашировать доску следует осторожно и аккуратно. В это же время можно сделать дополнительное декорирование. Используя стамеску, создать искусственные трещинки и бороздки, подчеркивающие природную деревянную структуру.
- Окончательную шлифовку выполняют щеткой с мягкой щетиной или, если работа выполняется вручную, наждачной бумагой с самым мелким зерном. Главное сделать так, чтобы поверхность заготовки получилась абсолютно гладкой. Этим действием дощечку готовят к окончательной отделке. По завершении шлифовки заготовку надо очистить от пыли и просушить.
- Финишный этап – это придание изделию налета старины, изящества, благородства. Здесь пригодится художественный талант, у кого он есть. Для этого используют морилку разных оттенков, позолоту, посеребрение. К примеру, если дощечку буквально залить морилкой и сразу удалить лишнее, то мягкие ткани древесины впитают ее и потемнеют, а твердые так и останутся светлыми. Получается очень красивый эффект.
- Процесс окрашивания заканчивается еще одним циклом полировки, после высушивания краски.
Покрытие лаком брашированной древесины выполняют в последнюю очередь, когда ее внешний вид полностью соответствует ожидаемому результату. Но перед этим заготовку необходимо тщательно высушить.
Иногда, в целях ускорения процесса и облегчения труда, для брашировки используют кислоты, щелочи и другие химические препараты, разъедающие дерево. Стальные щетки в этом случае не нужны. Состав наносят на поверхность доски, затем смывают его, и так несколько раз. Такая работа большого удовлетворения не принесет, а вред от нее большой. Работать с химикатами следует в защитных средствах и на открытом воздухе.
Где применяются изделия с брашированной поверхностью
Брашированная древесина выглядит уместно в интерьере любого стиля и архитектурного направления. С ее участием создаются стильные предметы декора. Дощечками с состаренной поверхностью отделывают участки стен и потолков, они прекрасно вписываются в облицовку каминных порталов, потолочных балок, декоративных и настоящих колонн.
Мебель, отделанная брашированными деталями в сочетании с патинированным металлом, особенно с медью, всегда выглядит изысканно и элегантно. В большой популярности у ценителей старины и краснодеревщиков деревянные заготовки, над внешностью которых поработали короеды. Искусственным путем такого эффекта добиться невозможно. Поэтому изделия из такой древесины ценятся знатоками особенно высоко.
Браширование: принципы искусственного состаривания древесины
Что такое браширование древесины?
Это технология искусственного состаривания древесины. Ее суть заключается в механической выборке мягких волокон и создании рельефной поверхности с выраженной структурой годичных колец. Термин браширование или брашировка происходит от английского слова brush — щетка — ее используют в качестве основного инструмента для удаления мягких волокон.
Принцип браширования заключается в имитации естественного процесса состаривания древесины. Мягкие волокна, формирующиеся весной в период активного роста дерева, – имеют более рыхлую структуру. Они в большей степени подвержены выветриванию и истиранию, нежели твердые кольца, которые формируются летом и осенью. Таким образом, под воздействием внешних факторов дерево со временем и приобретает выраженную фактурную поверхность.
Какую древесину используют для браширования?
Для брашировки оптимальны деревья мягких пород и средней твердости, с четко выраженной текстурой годичных колец. Искусственное старение хорошо имитируется на доске из сосны, лиственницы, ореха.
Интересный эффект, хоть и не настолько глубокий, получается при использовании более твердых пород: дуба, ясеня.
Браширование не применяется (либо усложнено) для таких пород как бук, клен, груша, ольха, тик. Технология неэффективна и для большинства тропических деревьев, у которых из-за особенностей климата разделимость годичных колец практически отсутствует.
Браширование фанеры и фанерованных плит – допустимая технология. Аккуратное текстурирование шпона позволяет добиться небольшого рельефа, сделав невзрачную поверхность фанеры более выразительной. Браширование также успешно используется для декорирования деревянной вагонки.
О технологиях фактурирования
Для текстурирования дерева используют различные технологии. Выбор того или иного метода определяется в первую очередь объемом работ и особенностями заготовок. Выделяют несколько техник состаривания древесины.
Браширование ручным инструментом – это наиболее примитивная технология, основанная на использовании щетки с жесткой металлической щетиной. Такой метод обеспечивает неглубокое текстурирование поверхности и довольно трудоемкий. Но он отлично подходит для единичного изготовления небольших деталей.
Браширование электромеханическим инструментом – наиболее массовая, доступная и производительная технология, которую применяют для текстурирования доски в домашних и промышленных условиях. В качестве основного инструмента для выборки мягких волокон используют насадки в виде щеток на болгарку или дрель, а также специальные брашировальные машинки.
Браширование на станках – промышленная технология, ориентированная на массовое производство деталей. За один проход через станок деревянная заготовка подвергается полному циклу браширования – обрабатывается металлической, шлифовальной и полировочной щетками.
Пескоструйная обработка – менее популярная технология, при которой поверхностные волокна древесины устраняются не металлическими щетками, а струей песка поданной под давлением. Текстура имеет мягкие перепады, глубокий рельеф и не нуждается в дополнительной шлифовке. Технология ориентирована на промышленные объемы.
Как сделать браширование дерева своими руками?
Наиболее доступной и эффективной технологией в этом вопросе является использование электромеханического инструмента – это может быть как специальная брашировальная машинка, так и щеточные насадки на болгарку, дрель или УШМ.
Суть текстурирования заключается в последовательной обработке древесины тремя типами щеток. На всех этапах работу инструментом осуществляют строго вдоль волокон.
Первый этап – обработка поверхности металлической щеткой. Жесткая щетина из стали или латуни удаляет мягкие волокна, образуя фактурный рельеф поверхности.
Второй этап – промежуточное шлифование нейлоновой щеткой с запрессованным щетинки абразивом. Такая обработка позволяет вычистить поврежденные волокна, снять поднятый ворс внутри углублений, а также сгладить острые края твердых волокон.
Третий этап – очистка, выглаживание и полировка. Финальный рабочий проход производят мягкой щеткой с сизалевой щетиной.
Все ли так просто на самом деле?
Нет, далеко не все. Конечно, если текстурируется небольшая деталь, например, крышка деревянной шкатулки, особых трудностей не возникнет. Но при обработке больших поверхностей или серийном производстве деталей в простой на первый взгляд технологии обнаруживается много подводных камней.
К чему быть готовым?
- При работе с большим объемом древесины производительности обычной дрели или угловой шлифмашинки часто не хватает. Работа «на износе» повышает вероятность выхода инструмента из строя. Отчасти данную проблему решает уменьшение оборотов, но это отражается на снижении производительности процесса.
- Удержание инструмента, работающего на максимальной скорости, требует немалых физических усилий. Сам процесс браширования весьма долгий и нуждается в постоянном контроле, в противном случае нельзя гарантировать однородность рельефа; еще один распространенный дефект – появление прижогов.
- Работа со смолистой древесиной имеет свою специфику. Из-за высокого трения брашировальные щетки сильно нагревают обрабатываемую поверхность. Это приводит к проступанию смолы, что добавляет головной боли в процессе работы и на этапе отделки.