Улицы современных городов и поселков, крупные автомагистрали уже невозможно представить без такого важнейшего элемента, как бордюрный камень. Это железобетонный блок, при помощи которого происходит разделение проезжей части и тротуара, клумбы и пешеходной или велосипедной дорожки. Благодаря большому разнообразию видов бордюров они стали активно использоваться и для оформления различных элементов ландшафтного дизайна в частном домостроении. С помощью этого элемента оформляют клумбы и цветники, садовые дорожки, искусственные водоемы на приусадебных участках частных домов, дач, загородных коттеджей.
О том, что собой представляет бордюрный камень, каких видов он бывает, а также из чего и как сделать бордюр своими руками из бетона в домашних условиях пойдет речь в данной статье.
Рисунок 1. Бордюрный камень
Виды бордюрного камня
Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).
В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:
бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.
По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:
дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.
Рисунок 1. Бордюр дорожный
тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.
Рисунок 3. Бордюр тротуарный
магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.
Рисунок 4. Магистральный бордюр
радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.
Рисунок 5. Размер и вес бордюра
Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие
БР – рядовые;
БУ – с расширением в нижней части;
БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
БВ – въездные;
БК – радиусные (криволинейные).
Маркировка
Все бордюры имеют буквенно-цифровую маркировку, состоящую из 4 блоков: буквенного указывающего на вид изделия по профилю (форме поперечного сечения), трех разделенных точкой цифр обозначающих габариты бордюрного камня – его длину, высоту и ширину в сантиметрах
Пример маркировки и ее расшифровки: БР 300.30.18 – бордюр дорожный рядовой длиной 300 см, высотой- 30 см, и шириной – 18 см.
Самостоятельная укладка бордюрного камня
Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:
емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
Совковая лопата;
Уровень;
мастерок;
резиновая киянка;
болгарка с алмазным диском по камню или бензорез;
метровый строительный уровень.
Из материалов потребуются:
бордюр тротуарный;
цемент марки М400 или М500;
просеянный речной песок;
гравий с размером частиц 20-40 мм.
Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:
Разметка траншеи при помощи нескольких колышков и хорошо заметного толстого бельевого шнура.
Копка траншеи — глубина траншеи должна быть равной высоте выступа бордюра над землей плюс 10-15 см на подсыпку песка и гравия, 1,5-сантиметровый слой бетона
Засыпка песчаной подушки – на дно траншеи засыпают 5-6 см мелкого речного песка, увлажняют его и трамбуют.
Засыпка гравийной смеси – на утрамбованную песчаную подушку высыпают слой мелкого гравия толщиной 7-8 см и также тщательно уплотняют.
Важно! Тщательное уплотнение песчаной подушки и слоя мелкого гравия – очень ответственная и важная операция. При недостаточном уплотнении этих слоев зимнее пучение грунта может привести к тому, что некоторые бордюрные камни начнут изменять свое положение – приподнимаясь или отклоняясь в бок, вызывая разрушение уложенной внутрь ограждающего контура тротуарной плитки или асфальтового покрытия.
Замешивание цементно-песчаной смеси – во вместительной емкости или бетономешалке готовят рабочий раствор для заливки траншеи с соотношение цемент:песок 1:4.
Заливка и выравнивание цементно-песчаной смеси – готовый раствор порциями заливают на дно траншеи, выравнивая при помощи увлажнённого мастерка.
Установка бордюрного камня – на выровненный слой раствора устанавливают бордюрные камни, выравнивая их по уровню шнура постукиванием резиновой киянки.
На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.
Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
шуфель;
оцинкованное 12-ти литровое ведро;
мастерок;
глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
песок;
цемент марки М400-М500;
ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
вода;
саморезы;
пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня
Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Заключение — бордюрный камень
Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках. Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание. Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.
Особенности бордюрного камня, его размеры и характеристики
В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.
Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.
История возникновения
Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.
Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.
Что такое бордюрный камень
Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.
Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.
Бортовой камень бывает пяти видов:
Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.
Также он применяется для водоотвода.
Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.
Основные характеристики
Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.
Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:
Повышенная устойчивость к низким температурам;
Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
Повышенная прочность и износостойкость;
Долговечность;
Нескользящее покрытие;
Выбор цветов, форм и размеров.
Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.
Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.
Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:
С повышенной отдачей тепла;
Устойчивый к высокой влажности;
Состав, который быстро твердеет;
Пластифицированный;
Устойчив к воздействию различных химических веществ;
Средней временной отрезок застывания.
Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.
Срок службы и размеры
Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.
Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.
У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.
Особенности установки и замены
Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.
Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.
Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.
Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.
Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.
С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.
Самостоятельное изготовление поребрика
Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.
Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.
Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.
Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.
Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.
Бортовой камень – основные типы и области применения
Бортовой камень является надежным средством для предотвращения размытия обочин, формирования всевозможных дорожных элементов и декоративного применения. С помощью материала удобно оформлять газоны, тропинки, стоянки, выделять отдельные функциональные зоны.
Широта современного ассортимента позволяет в точности подбирать необходимые размеры бортового камня, его высоту, цвет, прочие параметры в соответствии требуемыми условиям выполнения работ.
Производство
В настоящее время в качестве основной технологии изготовления бортового камня применяется метод полусухого вибропрессования исходного сырья. Изготовленный данным способом бортовой материал отличается высочайшей прочностью, устойчив к воздействию существенных перепадов температур, влаги, других естественных явлений.
Ранее бортовой камень производился исключительно способом опалубного бетонного литья. Применение такого подхода к изготовлению материала приводило к быстрому ухудшению его первоначальных качеств. К тому же уже после нескольких лет эксплуатации на литых бетонных камнях образовывались первые признаки разрушения.
Помимо вышеуказанных методов изготовления, бортовой камень может производиться путем резки естественного сырья на готовые блоки. Применим способ лишь к изготовлению бордюров из гранита, карьерного камня, прочих горных пород.
Гранитные бордюры отличаются наивысшей прочностью, а также чрезвычайно длительным сроком службы, независимо от условий эксплуатации. Однако применение подобного сырья является дорогим удовольствием. Да и внушительный вес бортового камня из гранита нередко вынуждает производить монтаж с привлечением дорогостоящей техники. Это подходит не всем.
Классификация
Бортовой камень принято классифицировать в первую очередь согласно материалам изготовления. Другими определяющими отличиями отдельных типов материала выступают габариты, способы производства, назначение. Указанные факторы в комплексе определяют стоимость конкретных изделий.
В настоящее время распространенными материалами для производства бортового камня служат:
Естественно, стоимость материала, изготовленного из натурального горного сырья, будет на порядок выше по сравнению с бетонными либо железобетонными изделиями.
Что касается изготовления цветного садового бортового камня, то здесь в качестве основы применяется портландцемент, различные фракции песка, цемента, щебня и всевозможных добавок.
Применение
Существует несколько распространенных областей применения бортового камня.
Разграничение проезжих частей дорожного полотна, пешеходных зон для обеспечения безопасности на улицах и автомобильных магистралях.
Укладка с целью увеличения сроков службы дорожных покрытий при высокой вероятности размывания и преждевременного повреждения покрытий.
Использование в качестве элемента ландшафтного дизайна при обустройстве садовых дорожек, разграничении приусадебных участков. Установка бортового камня также выглядит целесообразной при организации клумб и зеленых лужаек.
Особенности выбора
Подбирая материал, прежде всего следует сосредоточиться на способе его будущего применения. Размеры бортового камня, характеристики и внешний вид изделий для разграничения проезжих участков существенно отличаются от садовых камней.
Если говорить о бортовом камне, который будет использоваться в ландшафтном дизайне, то такой материал должен отличаться не только высокой прочностью, но также отменными эстетическими качествами. Причем для обустройства пешеходных зон на приусадебном участке либо в саду рекомендуется выбирать самые миниатюрные формы бортового камня.
Дорожные бортовые камни в большинстве обладают внушительными габаритами. Данная особенность конструкции диктуется необходимостью противодействия значительному давлению почвы при укладке дорожных покрытий, строительстве мостов, организации парковочных зон, придворовых территорий. Особенно высоки требования к показателям прочности и удароустойчивости таких материалов, что регулируется государственными стандартами.
Технология изготовления железобетонного бордюрного камня
На внешний вид и сохранность площадки оказывает влияние бордюрный камень. Он облагораживает территорию, на которой выкладывается тротуарная плитка или другие виды отделки. Бордюр защищает площадку от размывания и разрушения корнями растений. Ограждающие камни производятся разной формы и цвета.
Понятие об изделиях
Выбирается поребрик в сочетании с плиткой на участке. Для пешеходных дорожек камень берется высотой 30 см, ширина при этом составляет 20 см. Блоки разделяют участки асфальта, укрепляют от расползания основания, сдерживают водяные потоки. Они применяются для зонирования при облагораживании ландшафта. Изделия производятся прямой или дугообразной формы, окрашиваются различными цветами. Для установки требуется предварительная подготовка, для этого обустраиваются траншеи с подсыпкой песком и щебнем.
Критерии выбора
Обустройство дорожек, магистралей и декоративных участков считается незаконченным без установки бордюра. Требования к изделиям зависят от целевого назначения и условий работы. Предусматривается изготовление блоков на основе натурального или искусственного камня стандартных размеров, формы и веса.
Факторы для правильного выбора камней:
Климатические условия. В зависимости от этого определяется длина изделий и глубина их погружения в грунт. Блоки широко применяются в строительстве: устанавливаются в малопроходимых местах или ограничивают автомагистрали. В последнем случае учитывается возможность наезда на бордюры, отчего создаются критические нагрузки. Суровые зимы оказывают разрушающее действие, так как происходит постепенное растрескивание от мороза.
Состав материала для изготовления. Производители вводят улучшающие добавки в сырьевую массу, которые увеличиваю прочность, стойкость к изменению температуры, снижают водопроницаемость. При выпуске применяются только рекомендованные марки цемента. Некоторые виды армируются металлическими элементами для повышения характеристик.
Внешний вид изделия. Эстетическое восприятие ландшафта зависит от подобранного цвета обрамления и его формы.
Требования к элементам
Основные характеристики являются стандартными для всех типов бордюров:
Характеристики магистральных бордюров следующие:
прочность — марка М400;
морозостойкость — не разрушается от 300 резких замерзаний.
Садовые и дачные ограничители
Садовый камень выпускается компактным, весит около 50−70 кг, по прочности не уступает дорожным бордюрам. Применяется при обустройстве парковых ландшафтов, пешеходных аллей. Из-за небольших размеров тротуарного бордюра изделия используются для благоустройства частных дворов и дачных участков. Хорошо подходит для ограничения извилистых дорожек. Стоимость одного камня длиной 1 м колеблется в пределах 95−110 рублей за один экземпляр, а изделие длиной 0,5 м стоит 55−75 рублей за штуку. Поребрик для тротуара выпускается разного цвета, дизайна и формы.
Характеристики садового блока:
прочность — М300;
морозостойкость — выдерживает 200 циклов.
Маркировка блоков
Для удобства выбора и покупки бордюров разработана система маркировки. Форма, размер, марка бетона регламентируется в ГОСТ 6665–1991 .
Выпускаются такие марки камней в соответствии с документом:
БР — обозначение рядового стандартного бордюра.
БУ — показывает вид рядового блока с расширением. Элемент имеет вид бруска, у которого по граням снимаются фаски.
БЛ — аббревиатура для камней прямой формы с лотком. На протяжении бордюра выполнен плоский желоб, по которому отводится вода при выпадении осадков. Вид используется в местах с повышенной опасностью размыва и снеговых заносов в качестве канала для дренажа.
БВ — обозначение въездного поребрика. Такие камни устанавливаются в местах заездов автотранспорта на стоянки, придомовую площадь. Бордюры имеют меньшую высоту при соблюдении общих габаритов.
БК — криволинейные конструкции блоков. Изделия используются для ограничения скругленных и извилистых участков.
В нормах ГОСТ предусматривается цифровое обозначение, которое, помимо стандартной маркировки, указывает размеры блоков. С учетом этих показателей выбирается область применения. Например, обозначение БР.100.30.15 указывает, что рядовой камень для тротуара имеет длину 1,0 м, высоту 0,3 м, ширину 0,15 м.
Производственное изготовление
Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.
Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:
литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
изготовление литьевых элементов с вибрационнымвоздействием;
выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.
Первые два метода применяются при изготовлении материала на небольших предприятиях или в домашних условиях. Для третьего способа требуется специальное оборудование, которое приобретать в условиях мелкосерийного производства нерентабельно.
Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника.
Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.
Последовательность производственных циклов:
транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
необходимое количество раствора подается в форму;
форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.
Собственноручное производство
Вначале делается форма для выдерживания раствора или приобретается на рынке. Размер готового блока выбирается самостоятельно, можно не придерживаться нормативных размеров ГОСТ. Гладкая формующая поверхность отливки обеспечивается применением материалов:
листов стали толщиной более 0,8 мм;
ламинированной фанеры или ОСБ толщиной от 8 мм;
чисто выструганной доски, которая обрабатывается герметичными пропитками против увлажнения.
В качестве формы часто применяется металлический швеллер большого размера (№ от 14 до 22). На кусках прогона закрываются торцы и можно проводить заливку. Соотношение компонентов смеси принимается:
для цемента М400 — 1:3:4 (цемент, песок, наполнитель);
для М500 берется 1:2,5:4,5, соответственно.
В бетономешалку загружают половину компонентов, перемешивают 3−4 минуты и добавляют остальное количество. Дальнейшее приготовление занимает 5−6 минут. В бетоносмеситель вводятся пластификаторы и вода, если требуется краситель, то он разводится в жидкости. Рационально замешать такое количество раствора при изготовлении бордюра из бетона своими руками, которого бы хватило на заливку 7−10 форм.
Заливка в формы
Вибростол используется для повышения качества камней. Готовый бетон помещается в формы и включается вибрация. Если требуется усиление арматурой, то смесь заливается наполовину, а остальное количество раствора добавляется после укладки металлических прутов.
Заполненные отливки после обработки на столе выдерживаются не меньше 48 часов для схватывания. Затем они вынимаются из формы и оставляются в свободном виде на месяц для набора прочности. По истечении этого времени элементы монтируются в качестве элементов ландшафтного дизайна во дворе или саду.
Установка в рабочее положение
В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра [1] и о его верхе [2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см. [3] В ГОСТ Р 52767-2007 [4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:
4.2.4. Направляющие островки Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.
Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.
4.2.5. Островки безопасности Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.
В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга » [5] можно найти следующее:
В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.
Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.
Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.
Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.
Стандарт качества
Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры [6] .
Примеры условного обозначения камней [6] :
тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.
Окраска
Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае [7] . Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7) [8] .