Какие виды вагонки бывают?
Udinart.ru

Строительный портал

Какие виды вагонки бывают?

Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

Материалы для изготовления вагонки
В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:
  1. Деревянная.
  2. Пластиковая.

Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

Для вагонки из дерева характерно:
  • Натуральный внешний вид.
  • Экологическая безопасность.
  • Запах дерева.
  • Теплая поверхность.
  • Склонность к гниению.
  • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
  • Усыхание.
  • Необходимость в пропитке или покраске.

Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

В целом в характеристике вагонки из ПВХ можно отметить:
  • Идеальная геометрия.
  • Отсутствие наружных дефектов.
  • Устойчивость к влажной среде.
  • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
  • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
  • Небольшая масса.
  • Минимальное температурное расширение.

Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

В первую очередь для этого ГОСТа характерно:
  • Высокая влажность на уровне 20-25%.
  • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
  • Узкие соединения шип-паз.
  • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:
  • Уровень влажности 10-15%.
  • Широкий шип.
  • Наличие вентиляционных канавок.
  • Деление продукции на 4 сорта.
  • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

Сорта вагонки

Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

Вагонку из дерева делят на 4 сорта:
  • Экстра.
  • Первый или А.
  • Второй или В.
  • Третий или С.

Экстра – это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

Хвойные деревья для производства вагонки
При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:
  • Ель.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Кедр.

Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

Наиболее ценной считается кедровая вагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

Лиственные породы
Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:
  • Липа.
  • Ольха.
  • Дуб.

Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат. Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Читать еще:  Какой вагонкой лучше обшить баню изнутри?

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.

    Вагонка – это тонкая доска с соединением шип-паз. Она предназначена для обшивки зданий. В зависимости от породы дерева, материал используется в жилых комнатах, лоджиях, парных, банях, саунах.

    Слово «вагонка» появилось во времена промышленной революции. Так называли тонкие профилированные доски, применявшиеся для обшивки вагонов. Позднее они получили современный вид, сохранив старое название.

    Профили вагонки

    За время существования вагонка получила множество типов сечения.

    Стандарт

    Базовый профиль деревянной вагонки, имеющий трапециевидное сечение размером 12,5-15х96мм (допускаются отклонения, но не более 1мм). Лицевая и тыльная стороны доски параллельны. Причем последняя может иметь 2 неглубоких продольных надреза, предотвращающие коробление.

    На одной кромке вагонки есть углубление, а на другой – выступ, образующие соединение «шип-паз». Чтобы упростить монтаж, а также компенсировать увеличение объема дерева, шип делается короче, чем паз.

    Евровагонка

    Применяется как для внешней, так для внутренней обшивки здания. Отличается от предыдущего типа углубленным соединением с увеличенной длиной «полки» (из-за этого изменяется рисунок доски: стыки становятся заметнее). На тыльной стороне вагонка имеет вентиляционные борозды. Они позволяют отводить влагу и предотвращают образование конденсата (еще одна функция углублений – уменьшение напряжения при перепадах температур). Благодаря такой конструкции, вся вагонка, обрешетка и утеплитель служат в несколько раз дольше.

    Такая вагонка изготавливается по европейскому стандарту DIN 68126/86 (в России на профилированные доски распространяется ГОСТ 8242-88). Требования к качеству материала здесь выше. Ширина и толщина продукта также несколько отличаются.

    Штиль

    Еще один тип профиля, изготавливаемый по российским стандартам. У этой вагонки «полка», характерная для евровагонки, практически отсутствует. Основным отличием «Штиля» являются закругленные углы. Из-за этого она выглядит лучше обычной. В остальном параметры доски совпадают с типом «Стандарт». Какую деревянную вагонку из этих выбрать – не так важно.

    «Софтлайн»

    Этот тип профиля тоже обладает скругленными углами. Однако такая доска имеет удлиненную «полку», из-за чего соединения становятся более заметными. Размеры тоже отличаются: вагонка этого вида на несколько миллиметров уже.

    «Американка»

    Основное отличие «американки» в том, что лицевая и тыльная стороны доски не параллельны. Разница толщины может достигать 8 миллиметров (с уклоном 5 градусов). Из-за этого образуется иллюзия монтажа досок внахлест. Такая вагонка применяется в основном для наружной обшивки дома.

    «Блок-хауз»

    Самый низкий сорт доски, полученный после отбраковки материала более дорогих классов. Согласно ГОСТу, такая вагонка может иметь до 2 смоляных карманов, несквозные трещины (не более 5% от общей длины), пятна площадью до 15см2, неограниченное количество сучков. Благодаря низкой цене, используется в подсобных помещениях и гаражах.

    Класс В

    Более высокий класс доски, который уже может применяться для отделки дома. Цена такой вагонки несколько выше, но здесь также бывают дефекты (их можно исправить нанесением краски или цветного лака). Так, на каждые 1,5м2 допускается наличие не более 4 сучков (диаметр каждого – до 20мм), а также до 2 трещин.

    Класс А

    Доска высокого качества, подходящая для отделки лицевых стен. На 1,5м2 здесь может находиться до 2 несквозных трещин, а также не более 1 сучка (диаметр – от 5 до 15 мм). Такая вагонка для обшивки дома подходит оптимально.

    «Экстра»

    Самый дорогой тип вагонки. Здесь полностью исключены дефекты, что существенно упрощает монтаж. Зачастую производители поставляют такой материал в вакуумных упаковках, а в комплект включают специальные крепления.

    Какая бывает вагонка по европейскому стандарту

    Для евровагонки применяется отдельная система оценивания. Она включает 3 класса: A, B, С. Высший сорт А может иметь сучки (в том числе выпадающие – диаметром до 5мм, 1шт на погонный метр), искривления (если не мешают сборке), сквозные трещины длиной до 95мм. Сорт B допускает наличие светлой синевы (до 10% площади), невидимого обзола (на тыльной стороне доски), сквозные трещины длиной до 300 мм. Сорт С может обладать любыми дефектами, кроме гнили.

    Порода дерева: какую вагонку выбрать

    Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.

    Хвойные деревья

    Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.

    1. Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
    2. Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
    3. Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
    4. Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.

    Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.

    Лиственные деревья

    Лиственные породы применяются для изготовления вагонки несколько реже. В основном, здесь используется береза, ясень и осина.

    1. Береза. Из березы делают почти все виды и профили пиломатериала. Имеет высокую плотность, легко обрабатывается и хорошо держит лаковое покрытие. Основной недостаток материала – сильная подверженность гниению.
    2. Ясень. В основном эта порода используется при производстве мебели. Однако может применяться для изготовления вагонки. Такое дерево имеет красивую текстуру, почти не коробится. А устойчивость к загниванию и высокая прочность делают ясень одной из самых ценных пород. Используется для внутренней отделки домов.
    3. Дуб. Наиболее прочная, устойчивая к гниению порода. Имеет высокую стоимость, из-за чего применяется сравнительно редко.
    4. Осина. Бывает доска и из осины. Она имеет мягкую древесину с пористой структурой. Такой материал легко обрабатывается, обладает большим сроком службы. В нем почти нет сучков. Осина — лучший вариант для отделки парной.
    5. Липа. Такая вагонка применяется для отделки бань и, в редких случаях, для обшивки дома. Имеет самую широкую цветовую гамму, какая только может быть: от светло-коричневого до почти белого. Липа долговечна, не боится грызунов и влажности. Под влиянием высоких температур со временем может менять цвет (восстанавливается после шлифовки).

    Все виды деревянной вагонки монтируются на обрешетку. Крепление может осуществляться с помощью кляймеров или крепежа Волна (какая бы вагонка не использовалась, монтировать ее с помощью только гвоздей или саморезов не рекомендуется).

    Разберемся в видах вагонки

    В наше время существует огромное количество различных вариантов декорирования своего жилья, как снаружи, так и изнутри. Кому-то нравится, когда у него стены покрашены, кто-то склоняется к обоям на стенах своего жилья и так далее, вариантов отделки превеликое множество, но в последнее время набирает обороты новая мода. Народ склоняется к более экологически чистому, простому в установке и долговечному способу украшения своего дома. Конечно же, разговор о вагонке, положительные качества которой не идут ни в какое сравнение с другими материалами. Существуют различные виды вагонки, и сейчас мы этот вопрос тщательно рассмотрим.

    Евровагонка традиционная — с фронтальной стороны данного вида выбирается дополнительная фаска, благодаря чему после установки швы более ярко выражены;

    Софт-лайн — такой вид вагонки отличается отсутствием углов, что уменьшает вероятность образования различных деформаций вроде сколов и заусенцев. По этой причине более подходит для установки в парилках и саунах;

    Штиль — отличается тем, что рядом с шипом отсутствует фаска, поэтому, после установки, швы не так выражены, как у традиционного вида панелей. Зачастую это используют для создания имитации собранной из бруса стены, в силу этого профиль такого вида производится с утолщением в 25 мм и может прекрасно использоваться для отделки фасадов;

    Ландхаус — панели этого вида по праву самые дорогие, так как во время изготовления фронтальная сторона дополнительно обрабатывается фрезеровальным станком, что образует на лицевой стороне сложный рисунок. Изготавливаются даже такие панели, на которых создается эффект резьбы по дереву, который достигается с использованием горячего пресса;

    Блокхаус — в то время ,как штиль только лишь имитирует собранную из бруса стену, то «Блокхаус» с лицевой стороны полностью закруглен. Это приводит к тому, что после монтажа, стена выглядит, как будто собранная из цельных оцилиндрованных бревен. Обычно это вид используется для отделки снаружи;

    Американка — данный вид отличается от других своим клиновидным профилем; из-за такой особенности после установки создается эффект накладки верхнего элемента на нижний. Это, в свою очередь, создает дополнительную защиту на стыках и, как следствие, увеличивает срок службы;

    Двусторонняя — у такого профиля обе стороны фронтальные. Такая особенность очень подходит для тех, кому требуется установить деревянную и тонкую перегородку. К тому же есть возможность выбора более подходящей стороны, дабы сделать монтаж более эффективным и качественным.

    А вот для использования в помещениях с перепадами температур и влажностью данный вид не подходит, так как отсутствуют вентиляционные каналы.

    Различия по сорту

    Весь профиль производится одним и тем же методом и обрабатывается на одних и тех же станках. Сортируют уже готовые панели, опираясь на наличие в них сучков, трещин, непрострогов, а также смоляных карманов и ярко выраженной синевы.

    Отечественный производитель может выпускать продукцию, основываясь на различные ГОСТы, в некоторых случаях вообще используя собственные технические условия. По этой причине пропадает уверенность в качестве приобретаемой продукции, рекомендуется проверять хотя бы частично свои панели.

    Панели из лиственных пород, как правило, используются в парилках и банях, отсутствие эфирных масел и смол предполагает применение этого материала внутри помещений. Основным недостатком являются меньшие сроки эксплуатации, но низкая теплопроводимость позволяет использовать такой материал в сильно прогреваемых помещениях.

    Дуб — очень красивый и благородный материал для изготовления панелей, трудность в обработке значительно влияет на цену, но это превосходно компенсируется долговечностью и универсальностью.

    Ольха — этот материал не впитывает влагу, что можно использовать в помещениях с повышенной влажностью. При нагревании эта древесина выделяет в воздух полезные дубильные вещества, которые благоприятно действуют на организм человека. Слабая теплопроводимость, наряду со звукоизоляционными свойствами и с особенностями расцветки, делают такой материал поистине уникальным.

    Липа — при своей доступности, является незаменимым материалом для отделки парных, бань и саун. Единственным недостатком считается изменение цвета со временем.

    Панели хвойных пород — отличаются содержанием смол и эфирных масел, что создает натуральный барьер для грибков и влаги. Как правило, такие виды вагонки используются для отделки снаружи. Ну и, конечно, превосходно подходит для облицовки саун.

    Ель — красивая текстура является отличительным качеством данной породы, чем усиленно пользуются дизайнеры при отделке помещений.

    Сосна — самый бюджетный вариант, при этом прочный и эстетически красивый. Эти характеристики делают материал самым востребованным.

    Лиственница — великолепные качества по праву делают данным материал действительно дорогим, что впоследствии сторицей оправдывается во время эксплуатации.

    Кедр — остается аристократом среди лиственных пород, а сочетание всех положительных качеств подтверждает это звание.

    Пластиковая вагонка

    Вагонка из пластика (ПВХ, виниловая) – это популярный отделочный материал на основе полимеров. Производится из ПВХ (поливинилхлорида), пластификаторов и мела, способом экструдирования. Является экологически чистым материалом, что подтверждается пожарными и санитарными нормами.

    Как пример, это то, что из пластика изготавливают одноразовые шприцы и посуду.

    Металлическая вагонка

    Для отделки жилых помещений редко используется, хотя также является превосходным материалом отделки. Но конструкция отличается большим весом и высокой теплопроводимостью, что значительно сужает варианты ее использования.


    Вагонка — натуральный материал, который открывает практически безграничные возможности благодаря своей универсальности. Еще более популярной делает этот отделочный материал простота монтажа и эксплуатации.

    Вагонку различают по виду древесины, из которой она изготовлена. Вагонка из хвойных пород дерева долговечна и подходит как для внутренней, так и для наружной отделки. Также, большое значение имеет сорт материала. Рассмотрим подробно все преимущества и недостатки материала, основные виды вагонки и ее классификацию.

    Достоинства и недостатки материала

    Основные достоинства:

    • Деревянная вагонка является экологически чистым отделочным материалом.
    • Она позволяет обшить любую поверхность — стены, пол или потолок.
    • Помещение приобретает более эстетичный вид не только за счет фактуры дерева, но и благодаря тому, что поверхность выравнивается.
    • Дерево обладает прекрасными звукоизоляционными свойствами и при должном уходе служит очень долго.

    Как любой материал, вагонка имеет свои недостатки:

    • Она подвержена горению, хотя современные огнеупорные пропитки позволяют минимизировать данный процесс.
    • При высоких температурах или повышенной влажности вагонка может начать выделять смолу. По этой причине для отделки бань и саун рекомендуют использовать вагонку лиственных пород.
    • Не самая лучшая особенностях материала — это чувствительность к резкой смене температур и повышенной влажности. При нарушении технологии хранения и эксплуатации вагонка быстро приходит в негодность.

    Виды вагонки

    Деревянная вагонка различается по сорту древесины и профилю доски. По профилю вагонку делят на обычную (изготавливается по ГОСТ 8242-88) и евровагонку (изготавливается по DIN 68126.). Евровагонка обладает более высоким качеством, удлиненным гребнем, а также разнообразием профилей.

    Любая вагонка имеет шпунт с одной стороны и специальный паз с другой. Особенностью евровагонки является наличие вентиляционных желобов на тыльной стороне доски, предназначенных для удаления конденсата. Кроме того, пазовое соединение у нее более глубокое, чтобы в случае рассыхания дерева не возникало пробелов между досками. Толщина деревянной вагонки евростандарта чуть больше одного сантиметра, ширина начинается от 10 см., а длина от 2 метров.

    Разнообразие профилей:

    • «Стандарт» имеет профиль с гладко отшлифованной лицевой поверхностью длиной от 2 до 6 метров с трапецеидальным сечением 12,5 мм – 15 мм на 96 мм. У профиля стандарт верхняя и нижняя плоскости расположены параллельно (верхняя является одновременно лицевой, нижняя содержит два мелких пореза, проходящих по всей длине доски).
    • «Софтлайн» (soft-line) в отличие от профиля «Стандарт» имеет закругленные фаски. Плавность форм придает интерьеру законченность и благородный внешний вид. В полной сборке отделка выглядит более изящно и не создает впечатление массивности.
    • «Блок-хаус» — евровагонка, внешняя сторона которой имитирует оцилиндрованный брус. Она обладает долговечностью, повышенной звуко- и теплоизоляцией. Как и обыкновенная вагонка, блок-хаус оснащен пазами и шипами по бокам. Доски профиля имеют выпуклую внешнюю и плоскую внутреннюю поверхности. Применяется как для внутренней, так и для внешней отделки.
    • «Ландхаус» представляет собой деревянные планки шириной до 96 мм, включая размер шипа. Внешняя поверхность данного профиля фигурная, внутренняя — плоская с прорезями и шипами. Этот вид больше подходит для внутренних работ.
    • «Американка» — профиль, имитирующий укладку досок внахлест. Конструкционная особенность этого профиля заключается в специальных выемках, находящихся с внутренней стороны досок. Эта небольшая хитрость позволяет быстро укладывать профиль внахлест, за счет чего достигается оптимальное качество его соединения. Стыки получаются хорошо защищенными от внешних воздействий и практически незаметными. Данный вид профиля хорошо подходит для внешней отделки.

    Вагонка изготавливается из различных пород древесины:

    • Некоторые лиственные породы придают отделочному материалу слишком жесткую поверхность, которая с трудом поддается обработке. Тем не менее деревянная панель для внутренней отделки парной или бани, лучше всего из лиственной породы, так как она сохраняет свою форму, фактуру, и защищает стены от проникновения влаги.
    • Хвойные породы имеют специфический запах смолы. Они хороши для внутренней и наружной отделки, так как имеют приятный внешний вид. Но при использовании в бане, сауне, сосна и ель неприемлемы из-за больше подверженности деформациям и выделению смол.

    Классификация по сортам

    Общепринято деление вагонки на четыре основных класса: «С», «В», «А» и «Экстра».

    • Класс «С» допускает наличие небольших повреждений, пятен, полос, сучки диаметром, не превышающим 25 мм., а также поверхностных трещин длиной не больше 5% от длины доски и смоляных трещин длиной до 50 мм., шириной до 5 мм.
    • Класс «В» допускает наличие до четырех сучков диаметром не более 10 мм. На каждые 1,5 метра длины доски разрешено до двух смоляных и двух не сквозных трещин. Допускаются некоторые дефекты производства – небольшие задиры, вмятины, сколы, ворсистость, волнистость, незначительная покоробленность.
    • Класс «А» допускает наличие смоляных ямок, торцевых трещин и сучков не чаще чем через 1,5 метра. Вагонка данного сорта не должна иметь сердцевин, червоточин и синевы.
    • Класс «Экстра» — это чистая доска без каких-либо дефектов и сердцевин. Вагонка данного класса встречается достаточно редко, что, естественно сказывается на ее стоимости. Исключением служит лиственница и ангарская сосна, вагонка из которых доступна во всех четырех классах. Материал из лиственных: осина бывает только трех сортов — «В», «А» и «Экстра», липа представлена сортами — «С», «В» и «А».

    Из-за различной структуры сырья нормы сортировки отличны в зависимости от породы древесины. Кроме того, особенности той или иной древесины не позволяют получить полноценный сортовой ряд. Так, вагонка из хвойных пород деревьев обычно представлена сортами «С», «В» и «А».

    Видео: как выбрать вагонку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector