Типы вагонки для внутренних работ
Udinart.ru

Строительный портал

Типы вагонки для внутренних работ

Виды вагонки — какая бывает вагонка?

Вагонка – это тонкая доска с соединением шип-паз. Она предназначена для обшивки зданий. В зависимости от породы дерева, материал используется в жилых комнатах, лоджиях, парных, банях, саунах.

Слово «вагонка» появилось во времена промышленной революции. Так называли тонкие профилированные доски, применявшиеся для обшивки вагонов. Позднее они получили современный вид, сохранив старое название.

Профили вагонки

За время существования вагонка получила множество типов сечения.

Стандарт

Базовый профиль деревянной вагонки, имеющий трапециевидное сечение размером 12,5-15х96мм (допускаются отклонения, но не более 1мм). Лицевая и тыльная стороны доски параллельны. Причем последняя может иметь 2 неглубоких продольных надреза, предотвращающие коробление.

На одной кромке вагонки есть углубление, а на другой – выступ, образующие соединение «шип-паз». Чтобы упростить монтаж, а также компенсировать увеличение объема дерева, шип делается короче, чем паз.

Евровагонка

Применяется как для внешней, так для внутренней обшивки здания. Отличается от предыдущего типа углубленным соединением с увеличенной длиной «полки» (из-за этого изменяется рисунок доски: стыки становятся заметнее). На тыльной стороне вагонка имеет вентиляционные борозды. Они позволяют отводить влагу и предотвращают образование конденсата (еще одна функция углублений – уменьшение напряжения при перепадах температур). Благодаря такой конструкции, вся вагонка, обрешетка и утеплитель служат в несколько раз дольше.

Такая вагонка изготавливается по европейскому стандарту DIN 68126/86 (в России на профилированные доски распространяется ГОСТ 8242-88). Требования к качеству материала здесь выше. Ширина и толщина продукта также несколько отличаются.

Штиль

Еще один тип профиля, изготавливаемый по российским стандартам. У этой вагонки «полка», характерная для евровагонки, практически отсутствует. Основным отличием «Штиля» являются закругленные углы. Из-за этого она выглядит лучше обычной. В остальном параметры доски совпадают с типом «Стандарт». Какую деревянную вагонку из этих выбрать – не так важно.

«Софтлайн»

Этот тип профиля тоже обладает скругленными углами. Однако такая доска имеет удлиненную «полку», из-за чего соединения становятся более заметными. Размеры тоже отличаются: вагонка этого вида на несколько миллиметров уже.

«Американка»

Основное отличие «американки» в том, что лицевая и тыльная стороны доски не параллельны. Разница толщины может достигать 8 миллиметров (с уклоном 5 градусов). Из-за этого образуется иллюзия монтажа досок внахлест. Такая вагонка применяется в основном для наружной обшивки дома.

«Блок-хауз»

Самый низкий сорт доски, полученный после отбраковки материала более дорогих классов. Согласно ГОСТу, такая вагонка может иметь до 2 смоляных карманов, несквозные трещины (не более 5% от общей длины), пятна площадью до 15см2, неограниченное количество сучков. Благодаря низкой цене, используется в подсобных помещениях и гаражах.

Класс В

Более высокий класс доски, который уже может применяться для отделки дома. Цена такой вагонки несколько выше, но здесь также бывают дефекты (их можно исправить нанесением краски или цветного лака). Так, на каждые 1,5м2 допускается наличие не более 4 сучков (диаметр каждого – до 20мм), а также до 2 трещин.

Класс А

Доска высокого качества, подходящая для отделки лицевых стен. На 1,5м2 здесь может находиться до 2 несквозных трещин, а также не более 1 сучка (диаметр – от 5 до 15 мм). Такая вагонка для обшивки дома подходит оптимально.

«Экстра»

Самый дорогой тип вагонки. Здесь полностью исключены дефекты, что существенно упрощает монтаж. Зачастую производители поставляют такой материал в вакуумных упаковках, а в комплект включают специальные крепления.

Какая бывает вагонка по европейскому стандарту

Для евровагонки применяется отдельная система оценивания. Она включает 3 класса: A, B, С. Высший сорт А может иметь сучки (в том числе выпадающие – диаметром до 5мм, 1шт на погонный метр), искривления (если не мешают сборке), сквозные трещины длиной до 95мм. Сорт B допускает наличие светлой синевы (до 10% площади), невидимого обзола (на тыльной стороне доски), сквозные трещины длиной до 300 мм. Сорт С может обладать любыми дефектами, кроме гнили.

Порода дерева: какую вагонку выбрать

Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.

Хвойные деревья

Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.

  1. Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
  2. Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
  3. Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
  4. Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.

Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.

Лиственные деревья

Лиственные породы применяются для изготовления вагонки несколько реже. В основном, здесь используется береза, ясень и осина.

  1. Береза. Из березы делают почти все виды и профили пиломатериала. Имеет высокую плотность, легко обрабатывается и хорошо держит лаковое покрытие. Основной недостаток материала – сильная подверженность гниению.
  2. Ясень. В основном эта порода используется при производстве мебели. Однако может применяться для изготовления вагонки. Такое дерево имеет красивую текстуру, почти не коробится. А устойчивость к загниванию и высокая прочность делают ясень одной из самых ценных пород. Используется для внутренней отделки домов.
  3. Дуб. Наиболее прочная, устойчивая к гниению порода. Имеет высокую стоимость, из-за чего применяется сравнительно редко.
  4. Осина. Бывает доска и из осины. Она имеет мягкую древесину с пористой структурой. Такой материал легко обрабатывается, обладает большим сроком службы. В нем почти нет сучков. Осина — лучший вариант для отделки парной.
  5. Липа. Такая вагонка применяется для отделки бань и, в редких случаях, для обшивки дома. Имеет самую широкую цветовую гамму, какая только может быть: от светло-коричневого до почти белого. Липа долговечна, не боится грызунов и влажности. Под влиянием высоких температур со временем может менять цвет (восстанавливается после шлифовки).

Все виды деревянной вагонки монтируются на обрешетку. Крепление может осуществляться с помощью кляймеров или крепежа Волна (какая бы вагонка не использовалась, монтировать ее с помощью только гвоздей или саморезов не рекомендуется).

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
    • по сорту. Эта классификация относится к произведенной из дерева обшивке и зависит от качества обработки и исходного сырья. Информация о том, как выбрать вагонку желаемого сорта, приведена ниже;
    • материалу. Помимо строганой обрезной доски с профилированными боковыми сторонами используется также пластик, имитирующий древесину или другие текстуры, а также МДФ;
    • профилю. Выделяют разные типы, представленные на иллюстрации ниже. Они различаются размерами шипа и паза, сглаженностью внешней поверхности, типом образуемого после облицовки поверхности рисунка;
    • по цвету. В основном широкую гамму оттенков предлагают производители пластиковых и МДФ панелей, деревянные соответствуют исходной породе древесины или отличаются от нее благодаря специальной обработке;
    • по наличию или отсутствию вентиляционных пазов. Для деревянной доски паз желателен, но не обязателен, для пластиковых или МДФ панелей считается необходимым;
    • по размерам. В зависимости от габаритов помещения (подлежащих облицовке поверхностей) рациональным является выбор двух- или трехметровых планок;
    • по качеству производства и, соответственно, стоимости.

    Определение класса вагонки (сортность)

    По внешнему виду определить, какая вагонка лучше, можно только с учетом знаний о требованиях к сорту (классу) материала. При этом приведенные в таблице данные относятся к деревянным облицовочным планкам.

    Требования к пиломатериалам определяются ГОСТ 8242-88, который нормирует также все профильные изделия из древесины и древесных материалов для строительства.

    Как видно из таблицы, основное внимание уделяется не разделению всех пиломатериалов на сорта вагонки, а общим требованиям к их качеству, эксплуатационным характеристикам и внешнему виду.

    Помимо отечественного стандарта, соответствующее качество панелей определяется европейскими нормами и личными классификатором производителя:

    • DIN EN 15146:2006 – хвойная древесина, без пазов и шпонок;
    • DIN EN 14951:2006 – то же, лиственные породы;
    • DIN EN 14519:2005 – хвойные породы, с пазами и шпонками;
    • DIN 68 126-1:1986-10 – пиломатериалы профилированные с пазом и гребнем;
    • DIN 68 126-3:1983-07 – то же, конкретно для сосны, ели, пихты.

    Если производитель вводит свой стандарт и классификацию, характеристики вагонки должны соответствовать или превышать аналогичные параметры отечественного ГОСТа.

    Особенности вагонки в зависимости от материала

    С точки зрения экологии и благоприятной атмосферы в жилье вопрос, какая вагонка лучше для дома, однозначно решается в пользу деревянных панелей. При этом для технических и общего пользования (балконы, лоджии, коридоры, террасы) помещений приемлемы панели от «бюджетных» пород древесины – сосны, ели. Для использования в условиях повышенной влажности (бани, сауны, ванные комнаты) более рационален выбор осины или липы. Из какого дерева вагонку предпочесть для спален, гостиных, кухонь и других жилых помещений – зависит от возможностей и вкусов пользователя. Очень популярными являются панели из лиственницы, кедра, ясеня, дуба и прочего. Такие изделия – отличный способ облицовки поверхностей с возможностью получить эксклюзивный интерьер.

    Срок использования качественных панелей из дерева 1…2 сортов составляет 15…20 лет, при дополнительной обработке – до 50 лет. Такие параметры свойственны древесине камерной сушки с влажностью 8…12%, при нарушении этого условия материал может загнивать, плесневеть, трескаться и соответственно выходить из строя раньше.

    Бюджетные варианты – вагонка для внутренней отделки дома из МДФ и ПВХ – имеют свои преимущества. Для полимерных панелей свойственен небольшой вес, но меньшая, чем у деревянных планок, жесткость и прочность. При этом важно различать вагонку для внутренних работ европейского и китайского производства, сильно отличающиеся по качеству.

    Свойства ПВХ панели

    Стандартная ПВХ панель из Китая Стандартная ПВХ панель европейского производства 1.5 мм 2.0 мм Рёбра жесткости, количество 20 шт

    Рёбра жесткости, состояние

    Имеются небольшие деформации Нет деформаций Вес панели ПВХ 1.7 кг/кв.м В глаза бросаются ребра жесткости, видны незначительные деформации Гладкое покрытие, без каких-либо искажений Панель имеет свойство деформироваться после нажатия, что может говорить о наличии мела в составе Панель не деформируется после нажатий, это говорит о небольшом наличии мела Стоимость за 1 кв.м

    115 руб

    Панели из МДФ имеют свои нюансы, в том числе склонность к разбуханию во влажной среде и эмиссия формальдегида.

    Здесь также различается качество изделий от европейских и китайских производителей.

    Длительность эксплуатации для пластиковых и МДФ панелей редко превышает 5…8 лет, что связано с изменением цвета (и внешнего вида в целом) под действием ультрафиолета, бытовых нагрузок и случайных повреждений. Обработка лако-красочными покрытиями, специальными пленками и другие меры защиты продлевают срок использования на 2…5 лет.

    Сравнение стоимости

    Решая, какую вагонку выбрать, покупатель в основном ориентируется на соотношение цена-качество. При этом производители дают «вилку» стоимости по классу материала, длине панели, по объему закупок и по популярности профиля.

    Следует также учитывать, что элитные пиломатериалы – например, панели из сибирского или канадского кедра – выпускаются только сортов «Экстра» и первого, более дешевые варианты на рынок не поставляются.

    При назначении цены учитывается также объем материала и размеры используемых в производстве бревен. Как видно из таблицы выше, объемные панели (имитация бруса, блок-хаус) стоят дороже, чем аналогичные по площади плоские доски.

    Для пластиковой вагонки стоимость одной панели составляет 40…200 руб., что примерно в два раза дешевле обычных панелей из сосны, ольхи, липы и других малоценных сортов древесины. Панели МДФ по цене находятся между пластиковыми и деревянными вариантами облицовки. Стоимость конкретной марки зависит от выбранной расцветки и текстуры, но в большей степени от качества производства и размеров панелей.

    Выбирая, какой вагонкой лучше обшить помещение, необходимо ориентироваться на:

    • планируемый тип использования комнаты (балкона, лоджии, коридора, фасада или свеса кровли, прочего);
    • условия эксплуатации (влажность, воздействие ультрафиолетовых лучей, механические нагрузки);
    • желаемый период использования;
    • размеры и геометрия облицовываемых поверхностей;
    • необходимый внешний вид помещения.

    Если выбирается вагонка для внутренней отделки, цена считается менее значимой по сравнению с качеством обшивочного материала.

    Что нужно учесть при выборе вагонки

    Решая, какую вагонку купить, стоит учитывать такие нюансы.

    • Условия хранения на складе/в магазине. Даже лучшая вагонка для внутренней отделки потеряет свои эксплуатационные характеристики, если его хранят в неподходящих условиях. Пример – расположение деревянных планок вертикально или с небольшим наклоном (прислоненные к стене) в сыром помещении. Результат – деформация панелей, которую потом сложно исправить.
    • Возможность выборочного контроля, наличие сертификатов качества. Если мы выбираем вагонку для дома, планируя обшить большие по площади поверхности, покупка совершается в количестве нескольких/десятков упаковок. При этом важно добиться от продавца предоставления документов, подтверждающих качество. Желательно проверить выборочно соответствие качества заявленному и получить согласие на обмен товара, которых эту проверку не пройдет.
    • Особенности эксплуатации. При необходимости с помощью внутренней вагонки улучшить термоизоляцию помещения стоит выбирать профиль большей толщины. Для влажных помещений – стойкие к действию испарений сорта древесины (полимеров). При планируемом использовании в парилке – низкую теплопроводность материала и отсутствие эмиссии вредных веществ.
    • Геометрия помещения.Чем сложнее конфигурация обшиваемых поверхностей, тем более короткие/узкие ламели потребуются для облицовки. Поэтому нет смысла приобретать длинномерные виды вагонки для внутренней отделки дома, если требуются более короткие планки.

    Заключение

    Разобравшись с преимуществами и недостатками материала и выяснив, какие виды вагонки оптимальны для выбранного места отделки, можно перейти к следующему этапу планирования – расчету необходимого количества и раскрою закупленного материала.

    Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

    Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

    Материалы для изготовления вагонки
    В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:
    1. Деревянная.
    2. Пластиковая.

    Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

    Для вагонки из дерева характерно:
    • Натуральный внешний вид.
    • Экологическая безопасность.
    • Запах дерева.
    • Теплая поверхность.
    • Склонность к гниению.
    • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
    • Усыхание.
    • Необходимость в пропитке или покраске.

    Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

    В целом в характеристике вагонки из ПВХ можно отметить:
    • Идеальная геометрия.
    • Отсутствие наружных дефектов.
    • Устойчивость к влажной среде.
    • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
    • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
    • Небольшая масса.
    • Минимальное температурное расширение.

    Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

    В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

    Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

    Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

    При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

    Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

    В первую очередь для этого ГОСТа характерно:
    • Высокая влажность на уровне 20-25%.
    • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
    • Узкие соединения шип-паз.
    • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

    Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

    На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

    Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:
    • Уровень влажности 10-15%.
    • Широкий шип.
    • Наличие вентиляционных канавок.
    • Деление продукции на 4 сорта.
    • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

    Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

    Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

    Сорта вагонки

    Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

    Вагонку из дерева делят на 4 сорта:
    • Экстра.
    • Первый или А.
    • Второй или В.
    • Третий или С.

    Экстра – это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

    Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

    При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

    Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

    Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

    Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

    Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

    Хвойные деревья для производства вагонки
    При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:
    • Ель.
    • Сосна.
    • Лиственница.
    • Кедр.

    Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

    Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

    Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

    Наиболее ценной считается кедровая вагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

    Лиственные породы
    Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:
    • Липа.
    • Ольха.
    • Дуб.

    Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

    Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат. Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

    Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

    Стены

    Деревянная вагонка – натуральный экологически чистый материал, обладающий отличными эксплуатационными характеристиками. Используется вагонка не только для внутренних, но и для наружных отделочных работ. С его помощью можно придать оригинальный вид даже самому невзрачному помещению. Обшитые деревом стены создают атмосферу домашнего уюта и тепла.

    История происхождения материала

    Согласитесь, странное название для материала – вагонка. Почему именно так, а не иначе? Все просто: ранее транспортные железнодорожные вагоны обшивались деревянными рейками. В последствие эти рейки нередко использовались для обшивки помещений. Отсюда и произошло обобщенное название деревянных материалов, используемых для наружной и внутренней отделки зданий — «вагонка».

    Преимущества материала

    Вагонка – прежде всего материал натуральный. Он не только украшает, но и утепляет. Помещение, отделанное вагонкой, дышит, создается естественный микроклимат. Ведь при избытке влаги дерево ее впитывает, а при нехватке – выделяет. Приятный аромат витает в воздухе и дает ощущение естественности и уюта. В ситуации, когда вокруг все больше искусственных материалов, вагонка стремительно набирает обороты и не уступает своим конкурентам. А в некоторых случаях – именно ей отдают предпочтение те, кто не гонится за модой, а предпочитает качество и безопасность.

    Итак, к преимуществам вагонки можно отнести:

    • безопасность;
    • натуральность;
    • легкость обработки;
    • долговечность;
    • устойчивость к гниению
    • теплоизоляция;
    • звукоизоляция;
    • красивый внешний вид;
    • возможность спрятать под панелями провода и коммуникации.

    Кроме всего прочего, материал еще и является экологически чистым материалом.

    Вагонка деревянная – особенности производства

    Производство деревянной вагонки — довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Качество полученного материала всецело зависит от строгого соблюдения производственной технологии.

    Основные этапы производства вагонки:

    • изготовление обрезной доски;
    • сушка ее промышленным способом;
    • работы по пропилке пазов (пазо-гребневое соединение);
    • шлифовальные работы по обработке деревянной вагонки;
    • сортировка.

    Классификация – виды деревянной вагонки

    Классификация материала осуществляется согласно следующим параметрам:

    • порода материала;
    • сорт древесины;
    • профиль;
    • размер изготовляемых панелей.

    Для производства вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы. Чаще всего это:

    Древесина первой категории: сосна, лиственница, ель, кедр; второй категории: ясень, липа, бук, ольха и пр.

    Сорта древесины, используемые для производства вагонки:

    Самым высококачественным сортом является экстра – материал абсолютно не имеет дефектов (сердцевина, скол и пр.).

    Материал класса «A» также не содержит сердцевины, но на его поверхности все же могут иметься отдельные сучки (не более одного на 1,5 м2); допустимо также наличие на данной площади не более дух смоляных карманов и небольшой несквозной трещинки.

    К классу «B» следует отнести материал с наличием следующих дефектов на площади 1,5 м2: 4 сучка, 2 смоляных кармана, 2 несквозные трещины, 1 пятно контрастной окраски.

    Вагонка класса «C» может иметь следующие дефекты:

    • невыпадающие сучки, диаметр которых не должен превышать 25 мм;
    • 2 смоляных кармана, размер каждого – не более 5х50 мм;
    • несквозные трещины (длина не должна превышать 5% длины);
    • 1 пятно контрастной окраски, площадью, не превышающей 15 см2;
    • полосы контрастного цвета (не более 5% площади);
    • мелкие механические повреждения.

    По виду профиля материал разделяют на вагонку и евровагонку. В чем различие между вагонкой и евровагонкой? Понятие евровагонка появилось относительно недавно. Внешне этот материал практически ничем не отличается от привычной вагонки. Единственное различие заключается в том, что евровагонка изготавливается в соответствие с европейским стандартом DIN 68126, о отечественная – в соответствие с нашими стандартами ГОСТ 8242 — 88. Следовательно, зарубежный аналог считается более качественным продуктом, чем отечественный. Стоимость деревянной вагонки, произведенной на территории нашего государства, несколько ниже.

    Евровагонка: типы профиля:

    Наиболее востребованным и популярным является материал типа блок хаус. Используется этот тип для внутренней и наружной отделки помещений. Внешне вагонка блок хаус выглядит как оцилиндрованный брус.

    Деревянная вагонка от отечественных производителей должна соответствовать следующим критериям:

    • ширина доски не должна превышать 150 мм;
    • длина доски не должна превышать 6000 мм;
    • толщина доки колеблется в пределах 12-25 мм.

    Стандарты евровагонки значительно более строгие. Толщина материала должна составлять 13, 16 или 19 мм, при ширине – 80, 100, 110, 120 мм, соответственно. Длина одной доски варьируется в пределах 500-6000 мм.

    Особенности применения вагонки

    Простота монтажа также является немаловажным фактором – крепление деревянной вагонки осуществляется пазо-гребневым способом. При наличии необходимых инструментов работать с материалом может практически каждый, кто когда-либо держал молоток в руках.

    Ввиду того, что материал отличается эстетическим внешним видом и долговечностью, вагонка имеет довольно широкую область применения. При обшивке дома снаружи вагонку укладывют горизонтально, начиная снизу. Обшивочные доски укладываются одна на другую, а стиыки обрабатываются полиуретановой мастикой. Такой способ обеспечит гидро-, звуко- и термоизоляцию.

    Для отделки внутреннего помещения вагонку укладывают на стены и в вертикальном, и в горизонтальном положении. В бане чаще всего вагонку укладывают вертикально, чтобы в пазах не скапливалась вода. Очень важно обеспечить вентиляцию. Для этого от пола и от потолка нужно оставлять отверстия для поступления воздуха. А 20-40 см от пола вообще не покрывают вагонкой, чтобы уберечь ее от излишней влажности.

    Как крепить деревянную вагонку?

    В процессе монтажа вагонки следует помнить основное правило: прежде чем крепить вагонку, проверьте, насколько ровные стены в вашем доме.

    Очень сложно найти действительно ровные стены. Если в этом параметре вы уверены, то вполне можно укладывать вагонку на стену. Но идеально выполнить облицовку можно будет только в том случае, если рейки вагонки будут крепиться на обрешетку из деревянных брусьев. При необходимости между брусьями обрешетки можно поместить теплоизоляционный материал.

    Итак, рейки закрепляют на стене с шагом в 0,5 – 1 метр (при горизонтальном расположении вагонки рейки крепятся вертикально, а при вертикальном – горизонтально). Во время процесса нужно активно использовать уровень или отвес. Делается это с тем, чтобы рейки могли создавать идеально ровную поверхность для крепления вагонки. Уровнем выставляют и закрепляют верхнюю и нижнюю планки. На них натягивают нити и уже всю остальную отделку вагонкой проводят с ориентацией на них.

    Крепят материал с помощью крепежных материалов: гвоздей, шурупов, дюбелей, скоб (кляймеров). Если крепить вагонку на потолок, то нужно параллельно использовать и кляймеры, и шурупы.

    Обратите внимание: от того, насколько качественно выполнена обрешетка, всецело зависит качество отделки помещения в целом. Начинают этот процесс выполнять из угла. Тогда получится уложить вагонку ровно и без изъянов. Для завершающего этапа укладки вагонки в углах используют деревянные уголки, а возле окон и дверей – наличники из реек.

    Чем обработать деревянную вагонку?

    Еще перед началом монтажных работ вагонку нужно покрыть защитным антисептирующим составом. Это предотвратит появление плесени и поможет значительно увеличить срок службы материала, защитит от загрязнения и воздействия ультрафиолета. Одним словом, если вы не хотите, чтобы обшитые вагонкой стены поменяли цвет и внешний вид, их нужно обрабатывать. Только после специальной обработки поверхность можно покрыть лаком или окрасить. Если помещение будет обшито вагонкой с внешней стороны, то подобное покрытие нужно наносить ежегодно.

    Покраску деревянной вагонки следует осуществлять лаком или специальной краской для дерева. При выборе таковой нужно также учитывать тип и назначение помещения.

    Так, для внутренних помещений не используют нитролак, а преимущество отдают алкидным и водоразбавляемым лакам. С их помощью можно сделать поверхность как матовой, так и глянцевой.

    Если взять во внимание составы Uviwax (Германия, марка «Осмо») и Панели-Ясса (марка Тиккурилы), то можно сохранить естественный оттенок дерева, облагородить его, сделать поверхность шелковистой. Блеск будет или нет, зависит от вида лака, зато все свойства древесины после обработки сохраняются: и дерево дышит, и деревянная поверхность становится грязе- и влагоустойчивой.

    Деревянная вагонка в интерьере

    Популярность такого материала для создания современного функционального интерьера внутри помещения растет изо дня в день. Вагонка прекрасно сочетается практически со всеми ныне существующими отделочными материалами. Наиболее часто вагонка используется для отделки бань, лоджий и балконов.

    С ее помощью можно оборудовать панели в квартире или офисе, а загородный домик сделать изысканным особняком.

    При внутренней отделке вагонкой можно зрительно расширить пространство и сделать потолок выше. Все зависит от расположения досок: вертикально уложенная вагонка делает потолки зрительно выше, горизонтально уложенная – расширяет пространство.

    Как ухаживать за вагонкой?

    Мочить вагонку не рекомендуется. Пыль убирается сухой тряпкой или с помощью пылесоса. Если появились пятна, то их можно обработать слабым растворителем. Периодически вагонку нужно обрабатывать защитными составами – антисептиками и антипиренами.

    И отдельно взятое помещение, и целый дом, стены которого обшиты вагонкой, подарят своим хозяевам тепло и уют. Выбирайте натуральные материалы. Одним из наиболее востребованных и эстетичных и является вагонка.

    Дизайн внутри помещения — это единое целое, состоящее из многих деталей. И немаловажную деталь внутреннего дизайна представляет собой напольное покрытие. Как вариант высшего уровня можно рассмотреть ламинат 34 класса. Престижный ламинат для требовательного покупателя.

    Читать еще:  Как монтировать вагонку на стены?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector